Найти тему
ГЛОБИНФО

Цена Европейской интеграции Украины - война

Умный учится на чужих ошибках, дурак на своих.

Народная мудрость.

1.

В Венгрии действует система национальных консультаций. Прежде,чем приехать на саммит ЕС, где решался вопрос о начале переговорного процесса с Украиной, венграм, в рамках процедуры национальных консультаций, задали один единственный вопрос: "Соглашаетесь ли вы на то, чтобы Украина, в которой идет война, стала полноценным членом Европейского Союза и принесла войну вам на порог?". И два варианта ответа: " да " или "нет"».

Украинская пресса критикует процесс национальных консультаций в Венгрии, называя его манипуляцией.

Действительно, связка Украина в ЕС - война выглядит, как манипуляция. Но проблема в том, что это реальность. Жестокая реальность.

Ни один из руководителей ЕС, публично не определил позицию ЕС в этом вопросе. Не ответил, на главный вопрос. Что будет, если состоится прием Украины, а на ее территории, по-прежнему, будут военные действия.

2

Неявно предполагается, что произойдет раздел Украины, по примеру Кореи. Такой сценарий не отвечает критериям военно-политической безопасности РФ. То есть не решает ту проблему из-за которой начался конфликт. Соответственно, РФ будет продолжать свои действия до полного решения проблемы.

В прессе утверждается, что руководство Украины отстаивает свою территориальную целостность. На самом деле не так. Чтобы остаться целостной, руководству Украины достаточно было бы принять нейтральный статус. Не декларативный, а реальный. Но руководство Украины видит себя членом НАТО. Именно стремление стать членом НАТО, вызвало ответную реакцию РФ, и, как следствие, нарушение территориальной целостности.

То есть Украина, сейчас, отстаивает не территориальную целостность, а свое право стать членом НАТО и в рамках НАТО и при помощи НАТО отстоять свою территориальную целостность.

Ситуация не разрешимая мирными средствами, при данных условиях. Поскольку РФ именно в этом и видит угрозу своей безопасности, и даже самому существованию РФ в качестве государства.

3

Молдова, в вопросе евроинтеграции идет в связке с Украиной. В одном пакете. Следовательно, все следствия разрастающегося конфликта РФ – ЕС касаются и Молдовы.

Действительно, мы видим, как нынешнее руководство Молдовы упорно создает очаги напряженности по линии разлома ЕС – РФ, который проходит и по Молдове.

Первая точка напряжения – последовательное ограничение прав русскоязычных, а так же ограничение деятельности русскоязычных СМИ. С этого же начинали и Украина.

Вторая точка – выход из всех форматов СНГ. В том числе и миротворческого. Попытка замены российских миротворцев любым другим международными силами приведет к конфликту, так как ПМР не согласится с этим.

Третья точка – ограничение деятельности экономических структур ПМР.

Четвертая точка - Гагаузия.

Пятая точка – попытка создать полноценный альянс Украина, Молдова, Румыния. Такой альянс, в данных условиях, будет безусловно антироссийским. Поскольку РФ находится в конфликте с Украиной, негатив в отношениях Украины и РФ будет перенесен на членов альянса.

Но пока это лишь точки напряжения. Что может стать триггером процесса втягивания Молдовы в полноценный конфликт?

Прямое столкновение с ПМР. Предпосылки к этому формируются. Очевидно, что руководство Молдовы еще не готово к такому сценарию. Но после выборов Президента Молдовы, если нынешний президент победит, такой сценарий более чем вероятен.

4

К реализации такой стратегии будет подталкивать существующая концепция евроинтеграции. Ключевым в этой концепции является противопоставление ЕС и РФ. Соответственно, успешность процесса евроинтеграции будет рассматриваться руководством ЕС через призму лояльности ЕС и нелояльности РФ.

В рамках такой концепции, Молдова должна быть разделена, точнее отделена от ПМР. Или же территория ПМР интегрирована в РМ силой. Причем, вопрос силы здесь принципиален. Мирное решение приводит к усилению влияния РФ. Что в рамках концепции евроинтеграции, где за основу берется противопоставление РФ, очевидно, недопустимо.

Усугубляя напряженное отношение с РФ, правящая в Молдове власть предполагает, что может позволить себе конфликт с ПМР. Поскольку между Молдовой и РФ находится Украина. Однако, Украина находится в состоянии военного конфликта с РФ. Ее воздушное пространство не является неприкасаемым для РФ.

То есть в случае военного конфликта на Днестре, РФ вполне может поддержать свою группу войск в Приднестровье ракетным ударом. Свои возможности дальнего удара ВС РФ показали еще в Сирии и постоянно показывают сегодня. Парировать эти удары не может ПВО Украины, - одно из самых мощных на континенте. Соответственно, и Молдове тоже нечем будет парировать ракетный удар. То есть спрятаться за Украиной не удастся.

И, конечно, нельзя недооценивать военные возможности ПМР. Так же как и поддержку ее руководства населением.

5

Однако, вопрос не в этом. Вопрос в другом. Если Молдове удавалось в течение 30 лет поддерживать мир на Днестре, зачем идти на поводу тех в ЕС, кто толкает Молдову на конфликт. Пример Украины перед глазами. Если до 2022 года, в ЕС многие полагали, что РФ не решится отстаивать свои интересы силой, то сегодня реальность иная.

Впрочем, вопрос риторический. Проблема в том, что для нынешних политиков Молдовы имидж на Западе значит намного больше, чем имидж перед своим населением.

Политики ЕС все время суживают поле применения дипломатических инструментов, переводя все в поле силового решения. Сужающееся поле дипломатии неумолимо втягивает в воронку конфликта все страны Восточной Европы.

В ЕС по прежнему мучаются иллюзиями, что можно будет заставить РФ пойти на переговоры на условиях, которые диктует Украина. А так же мучаются иллюзией, что нарастающий конфликт удастся удержать в пределах Восточной Европы.

6

При этом в Молдове не принимают в расчет одну простую вещь. Для ЕС Молдова, так же как и Украина это не государства, а поле сдерживания РФ. В шахматах принято жертвовать пешками. Молдова и Украина - это лишь пешки в большой игре.

Не учитывают там и того, что и Украина, и Румыния не являются, реально, друзьями нынешнего государства Молдова.

С момента обретения независимости, между Молдовой и Украиной было множество противоречий. От конфликта вокруг порта Джурджулешты, до строительства каскада электростанций в верховьях Днестра, которые фактически лишают и Молдову, и Приднестровье питьевой воды. Основа для этих конфликтов никуда не исчезла. Как только спадет иллюзия единства, созданная нынешней ситуацией, все противоречия выйдут на передний план.

Что касается Румынии, то для нее нынешняя государственность Молдовы, является историческим недоразумением. Чем быстрее это государство исчезнет, тем лучше. При этом рационально мыслящие политики Румынии прекрасно понимают, что претендовать на территории за Днестром они не имеют права, поскольку эта территория никогда не была в составе Румынии. Соответственно, отделение территорий за Днестром от Молдовы, желательно через конфликт, будет идеальным сценарием.

Это не означает, что элита Румынии будет активно действовать в этом направлении. Скорее всего, выжидать. Но ожидания формируют настроения, а настроения, так или иначе, влияют на действия. Особенно, на элиту Молдовы, которая уже достаточно плотно связана с элитой Румынии. По крайней мере, через гражданство. Но не только. Румыния становится основным торговым партнером Молдовы.

Но в рамках этого партнерства, Молдова, как сторона более слабая экономически будет нести потери.

Более того, торговое партнерство, без четко обозначенных рамок и механизмов послужит питательной средой для самых спекулятивных и коррумпированных структур как Молдовы и Румынии, которые будут довольно беспардонно обирать Молдову.

То есть в реальности, население Молдовы никаких выгод от этого партнерства не получит. Кроме гражданства Румынии. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Делегировав высокопоставленных чиновников для участия в руководстве Молдовы, Румыния, так или иначе, берет на себя ответственность за то, что происходит в стране. Эти чиновники делегированы на посты, где они причастны к управлению страной, но в то же время мало что смогут делать для реального исправления положения дел.

От такого партнерства будут ждать увеличения доходов населения, роста инвестиций, роста экономики. Но уже видно, что в 2024 году и последующие годы, будет иное. Рост цен, налогов, проблемы для местного бизнеса, еще больше исхода населения.

И, конечно, безудержного роста государственного аппарата. Задача, которого не столько в том, чтобы управлять развитием страны, сколько держать в узде недовольное население и обеспечивать продвижение интересов тех, кто их туда поставил. Поскольку аппарату и стоящим за ними группам необходимо жить, будут всякого рода «инвестиционные» проекты, направленные на освоение денег ЕС, и которые в реальности не приводят к росту. Не приводят, потому что это эти проекты, как правило, экономически мало обоснованны. Как правило, их цель одна. Получение сверхдохода управляющими группами, но не развитие страны.

Соответственно, соучаствующие в управлении, разделят в глазах избирателей свою долю ответственности за происходящее в стране. Как это произошло в с представителями разного рода НПО, которые полностью дискредитировали себя в качестве лиц способных участвовать в управлении страной.

Ключевая проблема, политиков Молдовы в том, что они не понимают природы нынешнего Молдавского государства, природы Приднестровья, в качестве непризнанного государственного образования и вообще природы конфликта между ними. Они не понимают историю и природу взаимоотношения нынешнего государства с Румынией, Россией, Украиной и Турцией и странами ЕС.

Соответственно они не могут наладить нормальные экономические процессы в стране. Страна, которую они получили в 1990 году была средне развитой по европейским меркам. Теперь они пытаются привести в ЕС самую бедную страну в Европе.

Непонимание всего вышесказанного приведет к тому, что они не только не смогут привести страну в ЕС, но и смогут наладить нормальную жизнь в стране. Не для узкого круга избранных, а для всего населения страны.

Нужны иные политики, с иным пониманием процессов. С иным виденьем глобального мира. Нынешние, хотя и называют себя европейцами, являются реликтами не преодоленных последствий холодной войны, 1946-1991 годов. И мыслят они так же. Не конструктивно, а конфликтно. Всюду и всегда они будут искать врагом. Всюду и всегда будут выстраивать логику борьбы, а не созидания. Такова их природа. Иначе они не могут.