Банки редко сами инициируют звонки клиентам. Обычно звонки от банковской организации имеют информационный или рекламный характер. Однако иногда сотрудники банка могут связаться с клиентом для объяснения обстоятельств операции, которая показалась финансовому учреждению подозрительной в соответствии с законом.
Мошенники, стремящиеся обмануть своих жертв, используют подозрительные операции — они представляются банковскими сотрудниками и сообщают о попытках третьих лиц снять деньги с карты, осуществить покупку или получить кредит.
Признаки мошеннического номера:
Сотрудники банков всегда звонят с официальных номеров — коротких (например, 900, как у Сбербанка, или 1000, как у ВТБ), федеральных или начинающихся с 8-800. Если поступил звонок с неизвестного, скрытого номера, это вероятнее всего мошенники.
Злоумышленники используют номера, похожие на официальные телефоны банков, например, со схожими цифрами. Реже прибегают к технологии подмены номеров (российские сотовые операторы обязаны блокировать звонки с таких телефонов)
Если вы получаете звонок от неизвестного номера, вы можете использовать поисковую систему для определения владельца этого номера. Информация о номерах телефонов, используемых злоумышленниками, часто появляется на специализированных сайтах с предупреждением о том, что номер может быть небезопасным.
На что обратить внимание во время звонка
1. Мошенники часто используют социальную инженерию, чтобы заставить свою жертву действовать. Они могут использовать различные предлоги, такие как попытки третьих лиц похитить деньги, чтобы напугать свою жертву и вынудить ее к действиям. Например, они могут попросить вас перевести свои накопления на специальный счет или на "безопасный". Будьте бдительны и не спешите. Если вам позвонили, повесьте трубку и перезвоните в банк по официальному номеру, чтобы проверить, действительно ли кто-то пытается похитить деньги с вашего счета.
2. Будьте внимательны! Сотрудник банка никогда не попросит вас передавать конфиденциальные данные, такие как номер карты, коды из смс-сообщений или логин и пароль для доступа в онлайн-банк. Для идентификации клиента обычно используются кодовое слово, данные паспорта или карты, номер дома из адреса регистрации. Если кто-то по телефону просит вас предоставить такую информацию, сразу повесьте трубку.
3. Очень важно понимать, что несмотря на то, что мошенник может представляться банковским сотрудником, его тактика общения с клиентом будет сильно отличаться от настоящего сотрудника. Подлинный сотрудник банка будет стараться помочь клиенту быстро и эффективно, не стараясь удерживать его на линии. Аферист, напротив, будет создавать давление на клиента, часто ссылаясь на законодательство и угрозы уголовной ответственности.
Если собеседник начинает грубить, допускать пренебрежение или делать ошибки в речи, то это явный сигнал того, что перед вами мошенник. Высокий уровень профессионализма и четкость в оказании услуг - вот что отличает настоящего банковского сотрудника от афериста. Не поддавайтесь на провокации и будьте внимательными при общении с представителями банковских организаций.
4. Как правило банк не сообщает клиенту о чьей-то попытке похитить средства со счета. Если обнаруживается подозрительная активность, производится блокировка карты или операций по счету. Именно такую информацию могут сообщить клиенту, а также запросить у него документы, подтверждающие совершение подозрительной операции.
5. Можно уточнить у него личные данные (в чем он вероятнее всего допустит ошибку )
Как уберечься от мошенников?
- 1 Сохраните номер банка в телефонной книге.
- 2 Внимательно изучайте адрес отправителя СМС-сообщения якобы от лица банка — нет ли там опечатки.
- 3 Сообщения от мошенников приходят в новую переписку.
- 4 Если вам позвонили из банка и сообщили о несанкционированной, сомнительной или подозрительной операции, которую вы не совершали, повесьте трубку и перезвоните в финансовую организацию по официальному номеру.
- 5 Никому не называйте конфиденциальные данные карты: CVC-код, ПИН-код, логин и пароль для входа в онлайн-банк, код из СМС-сообщения. Если вы все-таки сообщили эту информацию третьим лицам, карту нужно немедленно заблокировать. А если мошенники успеют похитить с нее деньги, банк с высокой долей вероятности не компенсирует потерю. Не устанавливайте программы удаленного доступа на смартфон или компьютер с доступом к онлайн-банку.