Со мной поделился Евгений Васнецов, создатель консалтинговой компании в Екатеринбурге своим опытом. Спрашиваю разрешения и смело делюсь. Усаживайтесь поудобнее.
К моменту создания своего бизнеса в 2003 году Евгений, как консультант по управлению и повышению эффективности компаний, уже успел за восемь лет принять участие во многих консалтинговых проектах по внедрению эффективной системы управления, проведению реструктуризации компаний и групп различного масштаба, а также разработке для них программ развития.
Также он участвовал в нескольких проектах по созданию бизнеса с нуля. Но эти проекты были связаны с созданием бизнеса среднего масштаба. По понятным причинам к консультантам очень редко обращаются те, кто хочет создать с нуля свой малый бизнес.
Если малый бизнес создается уже действующей компанией (например, открывается какое-то новое бизнес-направление), то в таком случае могут привлечь консультантов. Если же малый бизнес создается частными лицом (или лицами) и в данный проект вкладываются свои личные накопления, то вряд ли при этом будут привлекаться консультанты.
Хотя разные бывают частные лица. Есть такие, которые даже создают family office для вложения своих немалых сбережений в различные финансовые инструменты, а также в создание, развитие и контроль новых бизнесов.
Но в большинстве случаев малый бизнес создается теми, у кого просто нет необходимых ресурсов для привлечения консультантов или каких-то других внешних подрядчиков. Даже если такие средства и есть, то большинство стартаперов считают, что смогут их гораздо эффективнее потратить на создание бизнеса, а не на оплату услуг консультантов.
На самом деле это спорный вопрос, т.к. за счет привлечения опытных специалистов можно не допустить большого количества ошибок и намного повысить отдачу от средств, вложенных в создание бизнеса. Хотя есть разные точки зрения на этот счет.
Итак, перед созданием своего малого бизнеса у него, к сожалению, не было никакого опыта в реализации именно таких проектов. Конечно, многолетний опыт работы консультантом по управлению Евгению во многом помог, но все равно возникало много нюансов (связанных именно с созданием малого бизнеса), с которыми он раньше не сталкивался по вышеуказанным причинам.
Несколько слов о том, почему он вообще решил создать свой бизнес, причем именно в сфере управленческого консалтинга. Как я уже отметила выше, к моменту создания своего бизнеса мужчина восемь лет проработал в консалтинговой компании. На самом деле в двух, но основное время в одной из них.
Основными причинами создания своего бизнеса для него были такие:
- С генеральным директором (он же единственный владелец) расходились взгляды на то, как нужно развивать бизнес (в частности, на то какие услуги, какого качества и как нужно оказывать клиентам);
- "политика партии" была направлена одновременно на максимизацию доходов и минимизацию затрат по основной статье – оплата труда консультантов (что только не придумывалось, чтобы урезать честно заработанные деньги);
- из-за невероятно высокой текучки (следствие предыдущего пункта) сложно было работать какой-то постоянной командой – люди то и дело менялись;
- наконец главная причина – он просто задолбался работать "на дядю", отдавая ему львиную долю прибыли от выполняемых консалтинговых проектов и проводимых семинаров-практикумов (было очевидно, что создав свой бизнес можно будет зарабатывать гораздо больше – так потом и получилось).
Несмотря на все эти минусы работы в той консалтинговой компании, ему нравилась (и, кстати, нравится до сих пор) консалтинговая деятельность, поэтому я и решил создать свой консалтинговый бизнес. Евгений привлек к данному проекту несколько толковых консультантов, которых уже ранее видел в "боевых" условиях, но все затраты по созданию бизнеса финансировал только он сам.
Создавать компанию он стал строго в соответствии с той технологией создании бизнеса с нуля, которая сейчас представлена на этом сайте. Единственный этап, который он очень быстро проскочил, – это первый этап "Выбор бизнес-направления". На самом деле как потом выяснилось, это была первая стратегическая ошибка, т.к. он, как это не смешно звучит, стал реализовывать больше бизнес-направлений, чем изначально предполагал. С выполнением всех остальных этапов (до пятого этапа "Разработка бизнес-плана проекта по созданию компании" включительно) каких-то особых трудностей не возникло, т.к. всю эту цепочку он уже неоднократно проделывал, выполняя консалтинговые проекты. Хотя, проблем-то с выполнением данных этапов не возникло, но поскольку он все это делал первый раз именно для консалтингового бизнеса, то, естественно, не обошлось без ошибок, и проблемы возникли потом – на стадии развития компании. Таким образом, перед непосредственным запуском бизнеса было сделано следующее:
- разработан стратегический план компании;
- разработана маркетинговая стратегия компании;
- спроектирована организационная структура компании;
- разработан бизнес-план проекта по созданию компании.
Далее он приступил собственно к запуску бизнеса. И тут он умудрился допустить ошибки, о которых уже знал. Женя поделился, что он до сих пор не понимает, почему наступил на эти грабли, т.к. выполнив большое количество консалтинговых проектов, понимал, что так поступать очень рискованно. Наверное, когда анализируешь чужой бизнес, то делаешь это более профессионально и без эмоций, а когда речь идет о своем, то почему-то включается какая-то нерациональная составляющая.
Речь идет о том, что он стал привлекать своих знакомых для выполнения следующих задач и функций:
- регистрация юридического лица;
- разработка сайта;
- ведение бухгалтерского учета.
На самом деле ничего уж такого трагического не произошло, помимо того, что были потеряны деньги, которые можно было бы сохранить и направить на развитие бизнеса. Для регистрации юрлица привлек знакомого, который оказался раздолбаем – деньги взял, но работу не сделал, а потом вообще пропал. Он потерял деньги, а самое главное время. Потом привлек компанию (совершенно незнакомую), которая профессионально этим занимается. Все сделали примерно за такие же деньги, причем всего лишь за 2-3 дня.
Для разработки сайта он также обратился в фирму своих знакомых. По деньгам там все было нормально, даже можно сказать выгодно – он заплатил сравнительно небольшую сумму, причем не за один, а сразу за два сайта.
Один сайт – это корпоративный сайт компании, а второй – тематический сайт по двум из специализаций ("Бюджетирование и управленческий учет").
Таким образом, разработка сайтов по деньгам получилась более-менее нормальной, но по времени меня опять продинамили на два месяца (свои обязательства по предоставлению ТЗ он выполнил в срок). Хотя если сравнить это время задержки в разработке сайтов с тем временем, которое было в дальнейшем потеряно по его вине (а могло быть использовано для продвижения сайта), то это мелочь.
Важно обратить внимание на то, что для разработки сайтов он использовал самый распространенный подход, что тоже является стратегической ошибкой. Если кратко, то она заключается в том, что к созданию сайтов он отнесся, как к чисто технической задаче, что привело к большим проблемам (об этом написано ниже).
Что касается бухучета, то он опять-таки привлек знакомую, которая убедила в том, что нужно работать на общей, а не на упрощенной система налогообложения (УСН). Как потом выяснилось, она просто не знала как вести бухучет для компаний, работающих на упрощенке. В итоге он несколько лет переплачивал сразу по двум направлениям:
- платил больше налогов;
- платил больше за ведение бухучета (стоимость бухгалтерских услуг для компаний, работающих на УСН меньше).
Хотя в последнее время наблюдается такая "замечательная" тенденция – отличий между компаниями, работающими на общей и упрощенной системе налогообложения, становится все меньше и меньше. В частности, количество налогов, которые платят компании, работающие по УСН, становится все больше, и больше. И количество бумажек, которые при этом нужно заполнять для бесчисленного множества государственных структур все растет и растет.
В соответствии с разработанной стратегией развития консалтинговая компания помогает клиентам всеми возможными способами. Помимо размещения на сайтах полезного контента, которым, естественно, можно воспользоваться бесплатно, компания помогает своим клиентам посредством предоставления следующих продуктов и услуг (от простого к сложному):
- книги по менеджменту и бизнесу;
- методики менеджмента;
- программные продукты для автоматизации системы управления;
- семинары-практикумы по менеджменту в различных форматах;
- управленческий консалтинг (в различных форматах) по многим направлениям менеджмента и бизнеса.
Так, ну на сегодня хватит 🙄 я обязательно позже напишу вторую часть, где раскрою еще больше факапов
Понравился пост? Поддержи меня в телеграмме)