Саша зашёл в аудиторию и уловил какие-то царившие в её атмосфере изменения. Прикованное к нему всеобщее внимание, пока он направлялся к своей парте, заставило его немного съёжиться изнутри. Взгляды девушек были такими же пристальными, как в тот день, когда он только присоединился к группе после своего академа, но теперь в их глазах читались симпатия и сочувствие.
Он даже сначала подумал, что может у него день рождения, о котором он вдруг забыл, а может девочки ошибочно полагали, что у него день рождения, но потом до него дошло - Милана всем рассказала о том, что он служил в Афганистане, и что его от гибели спас блокнот, который они однажды без его ведома читали.
История о его блокноте действительно не оставила ни одну из девушек в его группе равнодушной. Казалось что война в Афганистане была где-то там далеко, и что её отголоски никак не могли донестись до группы, в которой учились ещё вчерашние московские школьницы и папенькины дочки.
Но живое напоминание об этой войне было так близко, на расстоянии вытянутой руки, и таким явным, в лице их одногруппника, что даже не верилось, что какой-то там чудесный рикошет не дал шальной пуле оборвать жизнь парня, который учился вместе с ними. После этой новости всем хотелось проявить по отношению к Саше чуточку эмпатии, подарить ему немного душевного тепла, оказать любезность или помощь.
И Саша вскоре почувствовал это, когда с ним охотно делились конспектами, помогали с иностранными языками, восполняли пробелы в некоторых знаниях, подробно рассказывали о домашних заданиях и часто помогали с ними.
Учась в группе зарубежной журналистики студентам нужно было учить два-три иностранных языка - один, например английский, обязательный, один, например французский, дополнительный, и ещё один, например испанский, итальянский или немецкий, факультативный.
Саша в обязательном порядке учил английский, а в качестве дополнительного выбрал испанский, так как хотел в перспективе работать спецкором в Латинской Америке. Он также по возможности старался учить немного французский и итальянский.
Он часто спрашивал у девушек значение какого-нибудь романоязычного слова или выражения, и ему любезно всё переводили и объясняли. Некоторые наиболее старательные в плане фонетики девушки могли помочь с произношением, особенно французских слов.
Из-за того, что Саша писал много статей, он не всегда успевал читать художественную и специальную литературу, а также учебники и конспекты. Он мог подойти к кому-нибудь в группе и, включив диктофон, попросить пересказать содержание текста или книги. И ему любезно всё пересказывали.
В то же время у него хорошо шли дела с английским. Его бывшие одногруппники-мажоры приносили ему иностранную прессу и книги в оригинале. Саша старался читать иностранные газеты и романы, и часто без использования словаря, который не всегда оказывался под рукой. Он просто старался понимать текст по смыслу. Также он любил слушать и переводить иностранные песни.
Любимым занятием на уроках английского было общение по-английски. На своих занятиях преподавательница английского позволяла студентам болтать сколько душе угодно, при условии, что общение велось бы исключительно на английском. Вот тут девочки, подогреваемые своим любопытством, и проявляли чудеса построения английских предложений, стараясь выведать у Саши всю его подноготную.
Саша рассказывал практически всё - как учился в школе, как занимался спортом и ездил на соревнования, какие города ему больше всего нравились и чем запомнились, как делал стенгазеты, какую музыку слушал, о чем были любимые песни, какие книги читал, какие фильмы смотрел, чем любил заниматься в свободное время. Стандартные вопросы и ответы.
Единственными темами, которые он старательно избегал во время такого общения, были армия и личная жизнь. Но даже при этом наиболее любознательным и изобретательным одногруппницам удавалось выяснять детали, вырисовывающие в общих чертах девушку, которая таилась за Сашиными обрывочными ответами.
- Do you like to to go to theatres, concerts and galleries? - спросила как-то Тая Голубева.
- Yes, I do, - ответил Саша.
- Do you go to these places alone or with someone?
- With someone.
- With a girl?
- Yes.
- What's her name?
- No comments, - произносил Саша свой излюбленный ответ на самые каверзные вопросы.
Не то, чтобы Саша прям не хотел называть имя своей возлюбленной, но беседы по-английски он воспринимал как некую игру и поэтому считал, что мог отшучиваться. Его одногруппницы знали, что это возможно была некая Маша из того самого Сашиного блокнота, но не были в этом уверены, допуская, что Маша могла быть его сестрой, подружкой, другом детства, соседкой, одноклассницей, да мало ли кем.
Просто его общение с Юлей путало им все карты. Ну не мог порядочный с виду парень одновременно крутить с двумя девушками. Вот они и старались найти ответы на мучавшие их вопросы.
Саша интересовался не только теми предметами, которые преподавались на журфаке. Например помимо современного русского он интересовался современным литературным русским, предметом, который преподавался на филфаках и в литературных институтах. А помимо введения в журналистику он изучал введение в литературоведение и основы теории литературы.
Он таким образом получал хорошие лингвистические знания, которыми делился со всеми, кто его об этом просил, и которые применял для написания своих статей, становившиеся не только содержательными, но и интересно написанными.
Тем временем девушки в Сашиной группе время зря не теряли. Для того, чтобы иметь более ясное представление о нём они завели на него что-то вроде дела или досье, оформив его в стиле школьной анкеты-тетради, в которой записывали свои версии и догадки, связанных с Сашиной историей.
Следующим шагом в их расследовании стал поход в редакцию Красной Звезды. Там, узнав что девушки учились на журфаке вместе с Сашей Богдановым, о котором в их газете была статья, рассказали всё, что им было известно. Но у них не было никакой информации о подразделении - ни о номере отряда или бригады, ни о роде войск. Они только знали, что это был один из специальных подразделений ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Также они ничего не знали о Сашиной должности и звании.
Единственной зацепкой были имена и фамилии лечивших Сашу врачей, которые после вывода войск в Афганистане были переведены в Ташкентский военный госпиталь, и которые потом и рассказали всю эту историю. Узнав в редакции адрес госпиталя, девушки написали туда письмо на имя врачей с просьбой предоставить им информацию о подразделении, в котором служил Александр Богданов, и о той должности, в которой он служил там.
Через какое-то время пришёл ответ, в котором было написано, что сержант Александр Богданов служил в должности старшего стрелка снайпера в одном из специальных подразделений ограниченного контингента советских войск а Демократической Республики Афганистан. В каком именно подразделении он служил, врачам известно не было. В итоге девочки узнали лишь то, что Саша был снайпером и имел звание сержанта.
Тем временем, пока они ждали ответное письмо, девушки решили съездить в школу, в которой учился Саша. Номер школы они записали во время урока английского, когда Таня Панкратова спросила у Саши, в какой школе он учился. И вот после занятий они дошли до "красной ветки" и отправились в Сашин микрорайон.
Школа, в которой ещё несколько лет назад учился Саша, на вид была типичной многоэтажной панельной коробкой с отсеками, коих в Москве за пределами Садового кольца были сотни. В таких же школах учились Милана, Таня и Люда, которые сейчас и отправились в эту небольшую экскурсию. Они как и Саша не были представителями "золотой молодёжи" и тоже жили в спальных районах.
Поэтому в Сашиной школе они были словно в своей стихии и понимали, как построить общение с её педагогическим коллективом. Уже на входе их встретила строгая вахтёрша, которая поинтересовалась у незнакомых девушек, кто они такие и что им надо. Девушки показали ей студенческие билеты журфака, представились представителями СМИ и сказали, что им нужно найти завуча. Подумав, что перед ней люди из газеты, вахтер объяснила им, как пройти в учительскую.
Студенты журфаков часто пользовались своими студенческими билетами в качестве журналисткого удостоверения, так как такие студенты вполне могли быть внештатными корреспондентами. Вот и Маргарита Семеновна, завуч школы, увидев студенческие, любезно согласилась уделить девочкам несколько минут своего времени, чтобы рассказать немного о Саше.
Перед этим девушки объяснили, что всем студентам в их группе необходимо было собрать материал и написать реферат о своих одногруппниках в качестве практической работы с возможной её публикацией в виде статьи.
По ещё свежим воспоминанием Маргариты Семеновны Саша был своего рода "звездой школы". Не смотря на то, что он не был медалистом и вообще имел кучу четвёрок, он в разное время и по разным предметам был олимпиадником. А участники и тем более призёры хотя бы районных олимпиад, даже если они и не были отличниками, всегда в их школе почитались выше медалистов. Саша участвовал на олимпиадах по математике, химии и английскому языку. А в старших классах его сочинения занимали призовые места на районных конкурсах.
Кроме этого он был очень спортивным и принимал участие в соревнованиях, выступая не только за свое спортивное общество, но и за родную школу на районных, городских и даже областных первенствах. Был настоящей спортивной гордостью школы.
Ещё он делал оригинальные стенгазеты, причём не только в виде традиционных ватманских форматов, но также в виде фонаря, водосточной трубы, окна, двери, крыши, угла дома, почтового ящика и прочих подобных штук, что сильно привлекало к стенгазетам внимание не только детей, но и взрослых.
В центре внимания Саша быть не любил, но при этом был очень общительным, открытым и отзывчивым, настоящим лидером школы. Из-за своего стенгазетного творчества был выбран в школьный комитет комсомола, в котором помимо стенгазет занимался радиовыпусками, транслировавшихся по школьному радиоузлу, а также организацией творческих мероприятий, для которых он оформлял сцену и писал сценарии.
Закончив, как выразилась Маргарита Семеновна "краткую характеристику" Саши, она добавила, что помимо всего этого существует ещё множество историй о любопытных случаях из жизни Сашиного класса, но это лучше было бы узнать у его классной руководительницы Веры Павловны.
- Маргарита Семеновна, - обратилась Милана, - а можно ещё пару вопросов? Вы случайно не знаете, где проходил службу Саша. А то он всё время отшучивается. Говорит, что служил в стройбате. Но мы то понимаем, что он ну никак в стройбате служить не мог. Может быть вам что-нибудь известно?
- Нет, я ничего не знаю о том, где проходил службу Саша, - отвечала Маргарита Семеновна. - Может быть Вере Павловне что-нибудь известно. Погодите-ка, кажется вместе с ним служил Серёжа Шестаков из 10-го "е".
- А вы не подскажете, как нам можно его найти?
- Вам нужно в 210-й кабинет к Зое Фёдоровне. Она классная руководительница Серёжи.
- Спасибо, - поблагодарила Милана. - И ещё такой вопрос. На уроках английского Саша иногда упоминает Машу. Мы из деликатности не спрашиваем у него, кто это. Вы случайно не знаете, кто такая Маша?
- Маша Морозова! - улыбнулась завуч. - Ещё одна гордость школы. Не медалистка, но тоже олимпиадница. Участвовала вместе с Сашей в районных и городских олимпиадах по химии и английскому. Играет на фортепиано и даже одно время хотела учиться в музыкальном училище и в консерватории. Занимается бальными танцами. На выпускном была выбрана королевой бала. Я мало о ком могу много рассказать, но об этих двоих, о Маше и Саше, мне кажется я знаю очень много. Они были прям любимчиками школы, особенно у учителей.
- Маргарита Семеновна, - наконец подошла к самому главному вопросу Милана, - а они наверно хорошие друзья.
- Маша и Саша? Ну конечно, - стала отвечать Маргарита Семеновна. - Они учились в одном классе и очень хорошо дружили. На них всегда было приятно смотреть. Вера Павловна рассказывала, что они всегда друг другу помогали с темами и заданиями, ну прям идеальные напарники за одной партой.
- Понятно, - отреагировала Милана. - Они наверное до сих пор дружат.
- Ну этого я вам точно сказать не могу, но раз он часто её на вашем английском упоминает, то вполне возможно. И было бы неудивительным то, что они так со школы и дружат. Ну так вы спросите у него в следующий раз, дружит он с Машей до сих пор или нет.
- Да неудобно как-то, Маргарита Семеновна, он парень, мы девушки. Как будто лишние вопросы задаем. Нам просто было интересно узнать, кто такая Маша.
- Ну вы, когда пойдёте к Вере Павловне, чтобы и она поделилась с вами своими воспоминаниями, тогда у неё и спросите. Наверняка она в курсе того, как сейчас поживают её выпускники.
- Спасибо, Маргарита Семеновна! Вы нам столько времени уделили, столько всего интересного рассказали. Уже одного этого достаточно для нашей практической работы. Не будем вас больше отвлекать. До свидания!
- Всего хорошего вам, девочки! И успехов с вашим рефератом!
После беседы с завучем, довольные полученной информацией девушки отправились в кабинет, в котором преподавала бывшая классная Сергея Шестакова. Они решили поговорить с Верой Павловной, классной Маши и Саши в следующий раз, так как собирались не только послушать истории об их классе, но и записать их на диктофон, которого в этот раз у них с собой не было. Классная Серёжи дала девушкам Серёжин адрес и телефон. Он был дома, когда они позвонили в его дверь.
- Привет! - поздоровалась с ним Милана. - Меня зовут Милана. А это Таня и Люда. Ты Сергей Шестаков?
- Да это я, - ответил Сергей
- Серёж, понимаешь, - начала объяснять Милана, - мы учимся вместе с Сашей Богдановым, на журфаке. Хотим сделать ему подарок, сюрприз небольшой. На его день рождения. Мы собираем о нём материал для статьи или даже книжечки. Вот уже были в вашей школе, поговорили с завучем. Маргаритой Семёновной. Она нам рассказала много всего интересного. Но у нас есть одно белое пятно. Одна маленькая деталь. Только весь этот разговор должен быть между нами. Саша о нём не должен ничего знать. А то не получится никакого сюрприза. Мы знаем, что вы с Сашей служили в Афганистане. О Саше была статья в Красной Звезде. Может знаешь об этом?
- Да, знаю я об этой статье конечно. - ответил Серёжа. - Читал её.
- Так вот, - продолжала Милана, - там написано, что он был в каком-то специальном подразделении. Но сам Саша не говорит, в каком. Ты служил с ним. Скажи, что это за подразделение, пожалуйста. Понимаешь, у меня есть знакомые, которые служили в Афганистане. Они говорят, что служили десантниками или мотострелаками. Говорят кка есть. Почему же Саша не говорит. Вы были десантниками?
- Нет, наши подразделения не относились к ВДВ, - ответил Серёжа.
- Значит вы были мотострелками?
- Ну в каком-то смысле можно сказать, что мотострелками, - улыбнулся Серёжа.
- Ну тогда почему не сказать об этом? Что тут такого? Почему из этого надо делать тайну? - удивлялась Милана.
- Как ты говоришь тебя зовут, Милана? - спросил Серёжа.
- Да.
- Так вот Милана, - продолжил Серёжа, - всё правильно, мы служили в специальном подразделении. Это всё, что я могу сказать. Думаю этого и так достаточно.
- То есть просто в специальном подразделении? - никак не могла разобраться Милана.
- Да, просто в специальном подразделении, - уверял её Серёжа. - Это всё что я могу сказать. Тем более это было написано в статье.
- И чем занималось ваше специальное подразделение кроме как задержанием поставок оружия, ты тоже сказать не можешь?
- Почему же? Могу. Да в этом и нет необходимости. Именно тем, о чём написано в газете, мы и занимались - блокировкой поставок оружия. Разве этого недостаточно.
- Достаточно. Но что за специальное подразделение, ты так и не скажешь?
- Нет. Я не могу об этом сказать, - объяснил ещё раз Серёжа. - Ещё вопросы будут?
Маша вздохнула, и немного подумав, посмотрела на Серёжу.
- Кстати будут, Саша и Маша хорошие друзья ведь?
- Они очень хорошие друзья, - ответил Серёжа, - Она соседка моего одноклассника и друга. Он говорит, что часто видит их вместе. Так что всё у них хорошо.
- Все понятно. Спасибо тебе большое Серёжа! - поблагодарила Милана.
- Да пожалуйста, - ответил Серёжа. - Только это, вы там когда свою статью или книгу писать будете, не пишите пожалуйста ничего обо мне. А то Саша подумает ещё чего такого обо мне.
- Мы ничего не напишем, - пообещала Милана, - но и ты не говори ему ничего о нашей беседе.
- Договорились, - улыбнулся Серёжа.
Когда девушки шли в сторону метро, Милана начала подводить итоги сегодняшнего похода в Сашину школу.
- Итак, девочки, - начала она, - мы немного продвинулись вперёд. Нам по прежнему неизвестно, в каком подразделении служил Саша, но мы хотя бы теперь знаем, что за служба такая у него была. По Маше. Выглядит так, как будто она его девушка. И хотя конечно это не наше дело, но похоже он встречается одновременно и с Машей и с Юлей.
- А с чего ты вообще взяла, что он встречается с Юлей? - спросила Таня
- Да разве это не видно? - стала рассуждать Милана, - Вспомни как они обнимались на перемене, как сидели вдвоём за столиком и танцевали в Метелице. Как он слёзы лил, когда Юлин папа не дал согласие на их брак.
- Ой, насчёт слёз ерунда всё это, - вставилась Люда, - Пошутил он скорее всего. Может над нами прикалывался, чтобы отстали от него с лишними вопросами.
- Ну а почему тогда он плакал? - спросила Милана. - Он действительно в тот день беседовал с её папой. Именно для этого его и взывали к декану. Между ними произошёл разговор, из-за которого он сильно расстроился. Что это вообще может быть, если это не было связанно с Юлей.
- Послушай, Милана, - обратилась к ней Таня, - ты в тот день взяла его блокнот, помнишь?
- Да, помню. Думаешь, он из-за этого расстроился.
- Но это как-то может быть связано с его армией, - рассуждала Таня. - Психологическая травма может какая-нибудь. Я слышала, про афганский синдром, изменение психики у тех, кто служил там. Может вспомнилось ему что, может друзей своих вспомнил, которых теперь нет в живых, но записаны в этом блокноте например. Ты тогда взяла его блокнот и возможно вызвала у него какие-то воспоминания.
- Так, ещё есть вопросы без ответа, - продолжила Милана. - Надо понять, что в этой истории делает Юля, её папа и возможно наш декан. Прям великая тайна двадцатого века какая-то. Надо как-то технично узнать про это от её одногруппников. И наверное у ребят. Так надёжнее будет. Он сидел в Метелице за одним столом с Антоном и Колей. Они то точно должны быть в курсе всего. Вопрос в том, как у них всё узнать, чтобы никто ни о чём не догадался. Что им можно пообещать взамен?
- Можно предложить им помощь в организации какого-нибудь мероприятия, - предложила Люда, - ну такие мол всё сделаем и организуем как надо.
- Да ты молодец, Люда! - воскликнула Милана. - Пришло же тебе такое в голову. Думаю это сработает. Тем более новый год на носу. Уже надо начинать к нему готовиться.
(продолжение следует)