«Ведьма» советского кинематографа, «женщина без комплексов», «ураган»… Каких только эпитетов не удостаивалась эта хрупкая, на вид, блондинка. За ее жесткий и уверенный характер, который так не сочетался с ангельской внешностью, близкие называли ее «железной леди». Для Александры Яковлевой не существовало слов: нет, нельзя, невозможно. Она могла позвонить в час ночи и, с только ей свойственными интонациями, прокричать в трубку: «Есть потрясающая идея!». Благодаря ее сумасшедшей энергетике эти идеи становились реальностью. Почетный гражданин Калининграда с 2020 года, ее имя открывало многие двери в этом городе. Потому что она его безумно любила.
В детстве я была просто влюблена в Аленушку из кинофильма «Чародеи», восхищалась Дианой из «Человек с бульвара Капуцинов», и не думала, что через много лет судьба сведет меня с этой необычной и яркой женщиной, чтобы подарить нам несколько лет общения, чтобы я научилась у нее целеустремленности и заразилась любовью к «Кёнигу».
Александра Евгеньевна Яковлева, советская и российская киноактриса, родилась в Калининграде 2 июля 1957 года. Она буквально проснулась знаменитой в 1979 году после выхода на экраны страны фильма Александра Митты «Экипаж». Первый советский фильм-катастрофа, первая откровенная эротическая сцена, за которую Александру сразу нарекли «Секс-символом» Советского Союза. Потом будут другие, не менее популярные фильмы: «Чародеи» в 1982-м, «Человек с бульвара Капуцинов» в 1987-м и везде – прекрасная сногсшибательная блондинка в главной роли.
С детских лет Александра умела идти к поставленной цели, добиваться желаемого. Она не боялась никаких трудностей, и была готова работать до изнеможения. Именно этому ее учила бабушка, которая и воспитывала маленькую Сашеньку после развода родителей. Много лет, во всех интервью Александра Евгеньевна говорила, что родители погибли в автокатастрофе. Сменила свою девичью фамилию Иванес на фамилию деда. И только после смерти своей бабушки, самого близкого и дорогого человека, призналась, что родители не погибли, и у нее даже есть сестра.
Я буду актрисой…
После окончания школы, Александра решила стать актрисой. Для этого у нее были все внешние данные, а еще она прекрасно танцевала и немного играла на скрипке. Александра переехала в Санкт-Петербург и поступила в Государственный институт театра, музыки и кинематографии. Там она в первый раз вышла замуж – за своего однокурсника Валерия Кухарешина, который впоследствии стал одним из востребованных петербургских актеров. У пары родились двое детей: Елизавета и Кондратий. Правда, брак продлился всего пять лет.
Уже в институте дал знать себя непростой характер Александры. Прямолинейная, жесткая, откровенная, уверенная в себе. Она не смогла найти общий язык с однокурсниками, вспыхивали конфликты. Преподаватели отмечали ее талант, но за будущую звезду не заступались, в силу ее неуживчивого характера. Яковлевой пришлось уйти из института.
И тут случилась счастливая встреча. Александр Митта срочно искал девушку на роль стюардессы Тамары, и на Мосфильме столкнулся с Яковлевой. Посмотрел на нее и отправил на грим. Саше пришлось обрезать свою шикарную косу и надеть форменное платье Аэрофлота. С этого фильма началось ее триумфальное шествие по советскому кинематографу.
Я все сделаю сама…
Александра Яковлева не признавала слов: нет, не могу, нельзя, невозможно… И преодолевала все преграды. Люди, которые окружали ее, как будто заражались этой уверенностью. Делали, добивались, ругались, но вновь и вновь убеждались, что Александра Евгеньевна права. И, как будто по волшебству, все вокруг становилось так, как нужно было ей.
Во всех фильмах Яковлева всегда выполняла все трюки сама, не признавая дублеров. Сниматься в фильме у Митты на улице при минус 42 в легком платьице стюардессы, когда вокруг бушует огонь и льется вода? Да, запросто.
Александра убедила Аллу Сурикову отдать ей роль Дианы Литтл в «Человеке с бульвара Капуцинов». Режиссер не видела в Яковлевой «мечту ковбоя». Провалив одни пробы по причине плохого самочувствия, актриса уговорила дать ей вторую попытку. Ну и что, что она никогда не сидела на лошади, она освоила верховую езду.
В картине «Парашютисты» главной героине нужно было прыгать с парашютом. В фильме Александра сделала больше сотни прыжков, лично выполняя все сложные фигуры. И «заболела» этим видом спорта. Всего на ее счету почти 400 выходов из самолета в открытое небо.
Кстати, там на съемках, она влюбилась в инструктора по парашютному спорту – эстонца Калью Аасмяэ, вышла за него замуж. Знаменитая актриса сделала то, что никогда не делают состоявшиеся «звезды». Она взяла фамилию мужа и в титрах кинокартин появилась Александра Аасмяэ. Достаточно долго актриса жила на два дома. И, даже после развода, они с Калью сохранили дружеские отношения.
Яковлевой приписывали многочисленные романы, а она в ответ только лукаво отмалчивалась. Её партнерами на экране были легендарные актеры: Леонид Филатов, Александр Абдулов, Андрей Миронов. Всю жизнь она была уверена в своей красоте, в своем влиянии на мужчин, но вличную жизнь впускала только проверенных людей. И для своих близких она была готова на многое. Любила быть загадочной, любила эпатировать публику. Пусть люди сплетничают, это только разжигает их интерес. Последний роман Александре прочили уже незадолго до ее ухода. На красную дорожку Московского кинофестиваля Яковлева вышла с потрясающим молодым человеком. И на все вопросы, кто её спутник, лишь загадочно улыбалась.
В 40 лет жизнь… переворачивается…
Перестройка… Развал Советского Союза. Известие о прекращении финансирования кинематографа застало Александру прямо на съемочной площадке. Она сняла костюм, смыла грим и вышла в … никуда. А еще в работе была ее первая режиссерская картина – «Паром «Анна Каренина»». Но не было денег на кино, не было даже средств на жизнь, а у нее бабушка и двое детей. Правда, тут же следует новый удар – умирает бабушка, и ее не на что похоронить. Александра обратилась за помощью к мэру Калининграда. И неожиданно получила предложение занять пост вице-мэра по культуре и туризму. Она вернулась в родной город, и вот тут ей очень пригодился ее «железный» характер, который выводил из себя многих коллег по цеху. Мир политики, мир мужчин – не терпит неуверенности и мягкости.
Благодаря Александре Евгеньевне в Калининграде открыли несколько современных гостиниц, наладили сферу развлечений. В городе увеличился поток туристов.
В 1994 году Яковлева организовала в Светлогорске международный кинофестиваль стран Балтии «Янтарная пантера». Фестиваль просуществовал до 1997 года. И пользовался тогда мега популярностью, как со стороны артистов, так и со стороны зрителей.
В конце 90-х годов Александра Яковлева баллотировалась на пост мэра, но проиграла выборы и вернулась в Санкт-Петербург, чтобы получить второе образование в Политехническом университете на факультете «государственное и муниципальное управление».
Затем ее пригласили на пост главы отдела по общественным связям аэропорта «Шереметьево». Позднее были должностиглавы отдела по управлению качеством и персоналом в санкт-петербургском аэропорту «Пулково», заместителя начальника Октябрьской железной дороги и заместителя генерального директора по скоростному сообщению «Российские железные дороги».
Актриса пропала, но появился чиновник. Умная, целеустремленная, властная, стремящаяся достичь только лучших результатов. Как и в кино, она отдавалась работе вся, без остатка. Александра ненавидела лень, разгильдяйство и никогда не стеснялась в выражениях. Да, она могла «взорваться» практически на ровном месте, буквально снося всех на своем пути, но также быстро успокаивалась. И у нее была одна черта, которая присуща далеко не многим. Она никогда не «таила камня за пазухой». Яковлева всегда говорила правду в глаза. За это ее любили или ненавидели. Но равнодушных людей вокруг нее не было.
Между прочим, именно благодаря Александре Яковлевой мы можем добраться из Петербурга в Москву или обратно всего за четыре часа. Скоростной поезд «Сапсан» – ее любимое и самое главное детище. Она придумала и продумала каждую мелочь этого проекта. Потом она признавалась, что работа на железной дороге была самой сложной для нее. Ей пришлось доказывать всем, что она может, она справится. И она справилась…
Я вернулась в свой дом…
Казалось бы, дорога в кино закрыта навсегда. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды. Но опять вмешался случай. Именно там, на «Сапсане», Александру нашел режиссер Николай Лебедев. Он долго вынашивал идею снять ремейк фильма «Экипаж», и мечтал увидеть в одной из ролей Яковлеву. Лебедев долго и целеустремленно добивался встречи с ней. Не обращал внимания на то, что ему говорили: «Яковлева давно ушла из кино! Она уже не актриса». Они встретились на перроне, долго разговаривали, и Александра согласилась на съемки. Эта встреча положила начало доброй и нежной дружбе, которая продлилась до последних дней актрисы.
Новый «Экипаж» вышел на экраны в 2016 году и доказал всем, и в первую очередь, самой Александре Евгеньевне, что ее настоящее призвание – это актерство.
Яковлева выходит на сцену в спектакле Владимира Глазкова «Оскар». Она снова занимается творчеством. Организовывает презентацию кинофестиваля «Янтарная пантера» в Светлогорске, проводит творческие встречи, заявляет о начале работы над фильмом по своему сценарию. Фильме об Александре Невском. Но в 2018 году опять пропадает с «радаров».
Неоконченная картина…
Только через год Александра Яковлева вышла к зрителям и рассказала, что врачи диагностировали у нее рак. Яковлева никогда не жаловалась на здоровье, не ходила по врачам. В результате – обнаруженная на последней стадии болезнь.Врачи давали ей всего несколько месяцев жизни. Характер «железной леди» не позволил просто ждать конца. Александра включилась в борьбу. Экспериментальные препараты, сложное лечение и неудержимая воля к жизни отодвинули приговор врачей на четыре года.
За это время Александра сыграла в спектакле «Две женщины и лейтенант» по пьесе Тамары Москвиной, которую та написала специально для подруги. И начала снимать свой второй в жизни фильм. Она назвала его «Князь».
Александра не дожила всего три месяца до своего 65-летия. Она скончалась 1 апреля 2022 года. В годовщину ее смерти в Доме киноактера показали картину «Паром «Анна Каренина»», которую нашла ее дочь, Елизавета Кухарешина, и смонтировала с помощью Николая Лебедева. Сможет ли кто-то доснять и выпустить фильм «Князь», который Александра задумала с большой любовью к своей Родине и ее истории – пока остается неизвестным…
Автор: Татьяна Шибаева