Найти тему
Мировая Хроника

Эйфелева башня: икона или просто железная конструкция

Оглавление

Получивший местное прозвище «La dame de fer» (по-французски «Железная леди»), он был построен в качестве центрального элемента Всемирной выставки 1889 года и в честь столетней годовщины Французской революции. Несмотря на то, что первоначально он подвергался критике со стороны некоторых ведущих художников и интеллектуалов Франции за свой дизайн, с тех пор он стал глобальной культурной иконой Франции и одним из самых узнаваемых сооружений в мире. В 2022 году башню посетило 5 889 000 человек. Эйфелева башня является самым посещаемым памятником с платным входом в мире: 6,91 миллиона человек поднялись на нее в 2015 году. В 1964 году он был объявлен историческим памятником, а в 1991 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО («Париж, берега Сены»).

Происхождение

Дизайн Эйфелевой башни приписывается Морису Кёхлену и Эмилю Нугье, двум старшим инженерам, работающим в Compagnie des Établissements Eiffel. Он был задуман после обсуждения подходящего центрального элемента для предполагаемой Всемирной выставки 1889 года, всемирной выставки, посвященной столетию Французской революции. В мае 1884 года, работая дома, Кёхлин сделал набросок их идеи, описанной им как «большой пилон, состоящий из четырех решетчатых балок, стоящих порознь у основания и сходящихся наверху, соединенных между собой металлическими фермами через равные промежутки времени». Эйфель первоначально не проявил особого энтузиазма, но он одобрил дальнейшее исследование, и затем два инженера попросили Стивена Совестра, главу архитектурного отдела компании, внести свой вклад в дизайн. Соввестр добавил декоративные арки к основанию башни, стеклянный павильон на первом уровне и другие украшения.

Новая версия получила поддержку Эйфеля: он купил права на патент на дизайн, который оформили Кёхлин, Нужье и Совестр, и осенью 1884 года проект был выставлен на Выставке декоративных искусств под названием компании. 30 марта 1885 года Эйфель представил свои планы Société des Ingénieurs Civils; Обсудив технические проблемы и подчеркнув практическое использование башни, он закончил свое выступление, сказав, что башня будет символизировать.

После некоторых споров о точном местонахождении башни, 8 января 1887 года был подписан контракт. Эйфель подписал его, действуя от своего имени, а не как представитель своей компании, и контракт предоставил ему 1,5 миллиона франков на покрытие расходов на строительство, что составляет менее четверти от предполагаемых 6,5 миллионов франков. Эйфель должен был получать весь доход от коммерческой эксплуатации башни во время выставки и в течение следующих 20 лет. Позже он основал отдельную компанию для управления башней, вложив половину необходимого капитала сам.

Строительство

Фундамент Эйфелевой башни, сфотографированный в 1887 году
Фундамент Эйфелевой башни, сфотографированный в 1887 году

Строительство фундамента для Эйфелевой башни началось 28 января 1887 года. Опоры для восточной и южной частей были простыми, устанавливались на четыре бетонные плиты каждая высотой 2 метра, по одной для каждой основной балки. Однако для западной и северной частей, ближе к реке, требовались более сложные опоры с плитами, поддерживаемыми сваями длиной 15 метров и диаметром 6 метров, забитыми на глубину 22 метра. После завершения фундамента 30 июня начался монтаж металлических конструкций. Подготовительная работа включала создание множества чертежей и деталей с высокой точностью. Готовые компоненты прибывали на конных повозках с завода и сначала собирались болтами, затем заменялись заклепками. На месте не проводилось сверление или формовка, любые несоответствия отправлялись на доработку. Итого было использовано 2,5 миллиона заклепок для соединения 18 038 деталей.

Когда строительство Эйфелевой башни достигло половины пути к первому ярусу, работы были приостановлены для укрепления деревянных лесов, вызвав беспокойство относительно целостности конструкции. Это привело к сенсационным заголовкам в прессе и критике со стороны известных художников того времени. Например, Шарль Гарнье назвал башню "трагическим уличным фонарем", а Александр Дюма сравнил ее с "тенью Одиуса". Несмотря на протесты и критику, критический этап соединения опор на первом уровне был завершен в марте 1888 года. Меры предосторожности, такие как использование гидравлических домкратов и строительных лесов, помогли минимизировать риски для рабочих, и только один человек погиб в процессе строительства. Всего в строительстве участвовало 300 рабочих, и благодаря тщательным мерам безопасности и использованию специальных инструментов удалось избежать серьезных происшествий.

"Железная Леди" в наше время

Очередь на посещение Эйфелевой башни
Очередь на посещение Эйфелевой башни

Сегодня, Эйфелева башня является одним из самых посещаемых достопримечательностей мира. В нее можно подняться как пешком, так и на лифте, чтобы насладиться великолепным видом на Париж с высоты 324 метров. С этих высот, открывается удивительный панорамный вид на город, Сену, Лувр, Иль-де-ла-Сите и другие знаменитые места.

Помимо туристов, башня также используется для проведения различных мероприятий и фестивалей. Например, ежегодно здесь проводится фейерверк в честь Национального дня Франции - Дня взятия Бастилии. Также на Эйфелевой башне устанавливают различные световые инсталляции и декорации, делая ее еще более впечатляющей.

Однако, несмотря на все свои достоинства, Эйфелева башня также сталкивается с некоторыми проблемами. В частности, из-за своей металлической конструкции, она подвержена коррозии и требует постоянного технического обслуживания и реставрации. Кроме того, иногда башню закрывают для посещения из-за плохих погодных условий или проведения работ.

В целом, Эйфелева башня остается важным символом Франции и одним из самых популярных туристических объектов мира. Ее архитектурная красота, историческая ценность и неповторимый вид делают ее по-прежнему привлекательной для посетителей со всех уголков планеты.