Злодейка 99-го уровня: Почему японский менталитет и фэнтези в западном стиле – вещи несовместимые!

637 прочитали
Пока все восхищаются первым сезоном "Монолога фармацевта" и его главной героиней Маомао, я решил показать, какой же я не такой как все, и написал статью об одном из тех аниме-сериалов, которых затмил "Монолог фармацевта". В общем-то, столь неудачное соседство для средненьких аниме, действительно, смерти подобно. А потому помянем целых трёх злодеек прошедшей зимы: "Злодейка 99-го уровня", "Злодейка наслаждается седьмой жизнью" и "Королева со скальпелем"; в данной статье речь как раз пойдёт об одной из них…
Пока все восхищаются первым сезоном "Монолога фармацевта" и его главной героиней Маомао, я решил показать, какой же я не такой как все, и написал статью об одном из тех аниме-сериалов, которых затмил "Монолог фармацевта". В общем-то, столь неудачное соседство для средненьких аниме, действительно, смерти подобно. А потому помянем целых трёх злодеек прошедшей зимы: "Злодейка 99-го уровня", "Злодейка наслаждается седьмой жизнью" и "Королева со скальпелем"; в данной статье речь как раз пойдёт об одной из них…

Ну, вот и закончился очередной онгоинг – “Злодейка 99-го уровня”. По правде, это произошло ещё несколько дней назад, но только сейчас у меня дошли руки написать о нём. Да, это ЛитРПГ, многими нелюбимый поджанр фэнтези. Да, в этом аниме есть отвратительное 3D. Да, сценарий глупый. Да, это проходной исекай, который УЖЕ затерялся среди таких же проходных поделок. И, тем не менее, это аниме заставило меня задуматься и написать данную статью – а значит, коснулось какой-то важной темы… Какой именно – скоро поймёте.

Прежде чем перейти к основной теме, уточню, что такое фэнтези. В первую очередь, это ЗАПАДНОЕ явление, этакое структурирование западными людьми всевозможных мифов, легенд и сказок – прежде всего, своих же, западных; но не только! Фэнтези – это мир меча и магии, в котором могут сосуществовать создания из самых разных фольклоров, а также существа, придуманные лично автором (причём, у разных авторов вполне могут разниться описания и способности классических фэнтези-существ, а также пределы возможностей магии – так сказать, на любой вкус!); ну, и конечно же – произведения в этом жанре имеют вполне конкретных авторов, в отличие от того же фольклора. Да, есть и восточное фэнтези – но оно, в любом случае, вдохновлено западным! На востоке есть свои мифы, легенды и сказки; вот только создавать из всего этого СВОЁ фэнтези начали уже после западного опыта. Спорный вопрос, когда именно появилось классическое фэнтези (вернее – какое из сказочных произведений по праву можно считать ПЕРВЫМ настоящим фэнтези); однако наибольший вклад в развитие жанра внёс Джон Толкиен (“Хоббит”, “Властелин колец”). А вот отцом-основателем тёмного фэнтези по праву можно считать Роберта Говарда (“Конан-варвар”); при этом – кого считать отцом-основателем ЛитРПГ, я даже знать не хочу: у меня и так слишком большой список тех, кого надо будет убить, если каким-то чудом мне удастся захватить мир (шучу, конечно; у ЛитРПГ есть свой потенциал – вот только его надо развивать через логичное объяснение, каким же образом полноценной частью сюжета стали РПГ-элементы, вроде уровней персонажа, очков опыта и покупки способностей за эти очки, не говоря уже о призах, что выпадают из убитых монстров; но мало кто развивает эту мысль). Далее: в большинстве случаев фэнтези – это не прошлое, альтернативное нашему, а МИР, альтернативный нашему, в котором из-за распространённости магии нет смысла развивать технологии "сверх необходимого" (ибо магия успешно заменяет многие из них). Да, есть технофэнтези, ломающее это правило: где-то удачно (дескать – магия присутствует, но подвластна очень немногим; оттого-то люди увлеклись альтернативой в виде техники), а где-то – неудачно (МНОГА магии и МНОГА техники). Есть и городское фэнтези, обычно – про жизнь фэнтезийных существ в современных мегаполисах, опять же – где-то удачное, а где-то нет (в лучшем случае сюжет может объяснить, что люди крайне редко умели пользоваться магией и поэтому предвзято относились ко всему, что связано с ней, из-за чего и фэнтезийным существам пришлось скрывать свою натуру, а сами люди предпочли развивать технологии). Впрочем, два последних поджанра не относятся к ныне обозреваемому аниме; я упомянул их просто для полноты картины.

Итак, “Злодейка 99-го уровня” – это ЛитРПГ на основе классического фэнтези, т. е. фэнтези в западном стиле (кстати, не знаю, уместно ли использовать термин ЛитРПГ в отношении аниме, а не печатного произведения; с другой стороны – есть же такой стиль современной СНГ-шной худ. литературы, как бояръ-аниме, хотя к анимации он не имеет отношения; так что и ЛитРПГ пусть останется!). В западном фэнтези… как обычно бывает? Есть люди, страдающие от некоей напасти (монстров / разбойников / etc) и ждущие ГЕРОЯ, что поможет им. Чаще всего тот герой является одиночкой, и ему предстоит защитить некую общину – деревню, город, зáмок и т. п.

"Ща защищу эту шарашкину контору! (и все бабы будут мои)"
"Ща защищу эту шарашкину контору! (и все бабы будут мои)"

Кто такой одиночка? Это – индивидуалист. А что такое община? Это – оплот коллективистов (да, индивидуалисты тоже могут проживать в общине; вот только её сутью являются именно коллективисты, для которых община ЖИЗНЕННО важна; если привычной общины не станет, коллективист будет горевать куда сильнее индивидуалиста!). Завязка со спасением общины одиночкой типична для западного фэнтези, ибо на западе в почёте индивидуализм. А вот на востоке, например – в Японии, в приоритете коллективизм… Именно поэтому, когда какие-нибудь японцы пытаются создать фэнтези в западном стиле, с типичной "западной" историей, всё может получиться через пень-колоду (как в данном случае). Понимаете ли, какая ситуация: в “Злодейке 99-го уровня” есть титулы Героя и Святой, предусмотренные для того юноши и той девушки, что одолеют Повелителя демонов. Власть имущие ЗНАЮТ, что некогда побеждённый Повелитель демонов вернётся, и НАДЕЮТСЯ противостоять ему не столько за счёт сплочённости народа (коллективизма), сколько за счёт двух новых избранных воителей (похожих на индивидуалистов), которые лично сразят Повелителя демонов, как уже происходило в далёком прошлом. Вроде бы нормальная, западная завязка фэнтезийной истории; но… есть подвох. Вместе с тем само общество фэнтезийного мира (причём, неважно – простолюдины или аристократия!) откровенно недолюбливает людей, выделяющихся из общества; а если выделившимся оказался сильный человек, его даже боятся! Т. е. общество готово уже во второй раз переложить ответственность за своё будущее на Героя и Святую; НО (!), как только появится СИЛЬНЫЙ индивид, способный стать новым Героем или новой Святой, его тут же начнут опасаться, а то и бояться, так что ли?! Казалось бы – что за биполярка национального масштаба?! А ответ-то прост: к западной завязке сюжета добавили нормы японского менталитета, и получился такой вот франкенштейн. Видите ли, на западе индивидуалистами восхищаются, а в Японии их боятся. Японцам с детства прививают ксенофобию: учат, что, если кто-то отличается от остальных, значит – это плохой член общества! Их учат НЕ ВЫДЕЛЯТЬСЯ! Сами понимаете, эта особенность японского менталитета абсолютно не сочетается с фэнтези в западном стиле, чего автор “Злодейки 99-го уровня” не учёл – и впихнул "японскую норму" туда, где её быть не должно! Во-первых, автор наделил протагонистку редкими для её фэнтезийной нации, чёрными волосами, т. е. заставил выделиться внешне; во-вторых – наделил её редкой магией тьмы, к которой простые обыватели относятся с опаской (кажется, что логично; но на самом деле общество боится магии тьмы только оттого, что ею владеет Повелитель демонов, а изначально люди начали бояться его не потому, что он сделал нечто плохое, а… просто потому, что он сильный; пипец, логика – японская до мозга костей!). И в-третьих – автор наделил протагонистку не просто тёмной магией, а ПРОКАЧАННОЙ тёмной магией (невероятной силы), тем самым сделав из неё потенциальную угрозу национального масштаба. Мораль произведения такова: общество боится сильных людей, но порой сильный человек – это просто сильный человек, а первопричиной конфликта с ним может стать само общество; спасибо, блин, а то мы не знали! Хотя японцы вправду могли не знать – у них и буллерами чаще оказываются не какие-то хулиганы, а вполне рядовые члены коллектива, которые буллят тех, кто хоть чем-то отличается от большинства. Впрочем, забуллить не всегда получается! К примеру, у рядовых школьников ни за что не хватит смелости наехать на какого-то хулигана, который выделяется пуще кого бы то ни было ещё; а потому хулиганов закономерно боятся (ибо они и выделяются из коллектива, и могут противостоять ему; т. е. ничегошеньки с ними не сделать – себе дороже связываться!). Именно такие индивидуумы крайне неудобны японским коллективистам, поэтому внушают тем страх. Отсюда и растут ноги у аниме / манги / ранобэ с подобной моралью, дескать – общество боится сильных.

В итоге – как можно было бы исправить косяк с несочетаемостью японского менталитета и фэнтези в западном стиле? Да просто перенести действие в ВОСТОЧНЫЕ фэнтезийные реалии, а заодно убрать титулы Героя и Святой (всё равно они исключительно почётные, т. е. не дают никакой реальной власти, как было бы, например, с титулом барона или виконта!). Но японцев очень уж привлекает фэнтези в западном стиле, и получается, что получается (к примеру, азиатские поклоны в западных реалиях – Хоспаде, как же это надоело!; ну, выбрали вы западные реалии в качестве места действия, так и разницу менталитетов учтите!; или так мог только Кэнтаро Миура?!). Я, конечно, понимаю, почему японцы чаще выбирают западные реалии для другого мира: тот должен отличаться от обычного, а западная культура больше всего отличается от привычной японской, особенно – западное средневековье, ренессанс или новое время; всё это обошло японцев стороной, а потому в их понимании идеально передаёт атмосферу чужой, неведомой реальности. Но всё-таки деталям следует уделять больше внимания!