«Что бы я ни создавал и как бы сильно я это ни любил, вскоре я должен буду противостоять этому и своей любви — такова моя воля». Ницше, «Так говорил Заратустра».
Или как философ Бернард Регинстер объясняет более подробно: «Тот, кто желает власти, не должен, строго говоря, разрушать то, что он создал, или ненавидеть то, что любил. Скорее, он должен «преодолеть» то, что он любил или создал. Его воля к власти вскоре побуждает его находить любое данное творческое достижение, любой достигнутый объект определенного желания более не удовлетворяющим, более недостаточным. Агент, стремящийся к власти, ищет, так сказать, не достижений, а достижения… Что ему нужно, так это свежие, новые, возможно, более серьёзные вызовы. И это объясняет, почему стремление к власти принимает форму роста или самопреодоления». Бернард Регинстер, «Утверждение жизни».
В «Воле к власти» Ницше объясняет, что стремление к власти «не имеет конечной цели, если только радость от круга сама по себе не является целью». Здесь круг представляет цикл выбора цели, противостояния и преодоления сопротивления, увеличения нашей власти, достижения цели, а затем оставления наших творений и достижений позади и начала цикла заново.
✅ В построении нашей жизни вокруг стремления к власти нет ни одного момента во времени, исключая смерть, в который мы перестали бы участвовать в этом цикле — в этом круговороте власти. Следовательно, такая жизнь лишена конечной цели, если только, как объяснял Ницше, мы не считаем целью радость или великое счастье, которое является спонтанным побочным продуктом многократного увеличения нашей власти.
Этика власти Ницше имеет глубокие последствия для мировоззрения современного человека. Поскольку она предлагает решение извечной проблемы страдания. Проблема страдания в том, что нам нужно оправдание или смысл наших страданий, в противном случае мы становимся склонными к нигилизму, усталости от мира и гноящейся ненависти к жизни. Ницше формулирует эту проблему в следующем отрывке:
«Человек, храбрейшее из животных и наиболее привыкшее к страданию, не отвергает страдание как таковое; он желает его, он даже ищет его, при условии, что ему покажут его смысл, цель страдания. Бессмысленность страдания, а не само страдание, было проклятием, которое до сих пор лежало над человечеством». Ницше, «О генеалогии морали».
Многие религиозные, философские и политические системы на протяжении всей истории пытались решить проблему страдания, утверждая, что реальность, в которой мы страдаем, является всего лишь переходом к другой, лучшей реальности, «истинному миру», в котором страдание сведено к минимуму или отсутствует полностью.
✅ Примеры истинных миров включают религиозные небеса или социальные или политические утопии, которые, как говорят, существуют на историческом горизонте. Такие мировоззрения пытаются придать страданию смысл, продвигая идею о том, что пока мы терпим наши нынешние страдания, в какой-то момент в будущем мы найдем искупление в реальности, лишенной его.
Но фатальный недостаток этих так называемых решений заключается в том, что они обесценивают эту земную реальность и настоящий момент в пользу другой реальности или будущего момента, существование которого мы должны принять на веру.
«Концепция «потустороннего», «истинного мира» изобретена для того, чтобы обесценить единственный существующий мир — чтобы не оставить ни цели, ни разума, ни задачи для нашей земной реальности!» Nietzsche, «Ecce Homo».
Напротив, «этика власти» Ницше предлагает приземленное решение проблемы страдания. Ибо, если мы считаем власть высшей человеческой ценностью – ценностью, которая прежде всего способствует личному процветанию, – тогда мы также должны ценить сопротивление, которое дает нам возможность увеличить нашу власть.
Страдание определяется сопротивлением — это чувство боли или дистресса в результате того, что нам каким-то образом препятствуют. Следовательно, если мы ценим власть, мы также должны ценить страдание, поскольку оно является неотъемлемой составляющей власти. Или как объясняет Ницше:
«...человеческие существа не стремятся к удовольствию и не избегают неудовольствия. Человеческие существа, движимые этой волей, они стремятся к сопротивлению, им нужно что-то, что противостоит этому, следовательно, неудовольствие как препятствие их воле к власти является нормальным фактом; человеческие существа не избегают его, они, скорее, постоянно нуждаются в нем». Ницше, «Воля к власти».
Мировоззрение Ницше не требует какого-либо скачка веры и не побуждает нас возлагать надежды на спасение на что-то вне нас — будь то бог, наука, политика, политическая или религиозная идеология. Это мировоззрение, которое предлагает убедительное и трезвое решение проблемы страдания.
✅ И это способствует жизни, полной осмысленных и продуктивных действий, действуя таким образом как противоядие от пассивности, которая заразила дух времени современной цивилизации. Следовательно, если мы решим принять участие в круговороте власти или в том, что представляет собой цикл непрерывного самопреодоления, мы будем способствовать реализации нашего потенциала и культивировать «великое счастье» и «отличное здоровье», которые являются прерогативой стремящегося к власти.
«Удовольствие появляется там, где есть чувство власти. Счастье — в торжествующем сознании силы и победы». Ницше, «Воля к власти».
Или как он писал в книге «Так говорил Заратустра»: «И сама жизнь открыла мне тайну: вот, она сказала, я тот, кто всегда должен преодолевать себя». Ницше, «Так говорил Заратустра».
Желаю вам договориться с собой, чтобы не преодолевать себя, но преодолевать все обстоятельства.
Внук Эзопа