Найти тему

С кем мы воюем и кого должны победить

Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в своём телеграм-канале Cogito ergo sum называет условие, в котором Россия победит в войне.

«На политическом, военном или обывательском языке мы совершенно естественно и справедливо говорим о целях или задачах войны. Для России сегодня цель войны в Юго-Западной Руси — обеспечить спокойную жизнь русских людей и рубежей России. Для кого-то и сегодня, и в прошлом цель войны — это приобретение земель, получение экономических выгод, укрепление политической гегемонии (последнее часто сводится к достижению всё тех же экономических выгод). И этим война более похожа на «военную операцию».

А вот в сущностном, предельном понимании войны принцип целеполагания не вполне применим. Война в предельном понимании — это отражение той борьбы добра и зла, Божеского и дьявольского, о которой повествуется в книге «Апокалипсис». Сказано так: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (12:7). Эта война идёт не с целью достижения чего-то, а по причине принципиальной несовместимости противоборствующих сторон. Именно поэтому в Ветхом Завете, когда богоизбранный народ вступает в битву с принципиально несовместимой ему иной народностью, языческой, богопротивной, мы встречаем такое утверждение: «Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар. 20:15). Или слова Давиду Филистимлянину: «Не мечом и копьём спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (1 Царств, 17:47). Цель войны в этом понимании — окончательная победа над дьяволом, но эта цель финально недостижима на земле. В земной истории человечества может быть только промежуточный результат.

Почти в каждой войне можно увидеть тот и другой аспект: с одной стороны, война как средство достижения практических задач и целей; с другой стороны, война в её предельном понимании. Причём удельный вес той или другой стороны может быть больше или, соответственно, меньше.

Нынешняя война — это преимущественно война цивилизационная, война, обусловленная принципиальной несовместимостью противоборствующих сторон в том виде, в каком они на сегодняшний день сформировались. Это не значит, что в будущем примирение совершенно невозможно. На условном коллективном Западе остаётся достаточно много людей, мировоззрение которых пока ещё совместимо с нашим. Но трещина всё более походит на пропасть.

Нам же следует осознать, что характер войны таков, что победа будет достигнута только при условии принципиальных изменений самих себя, общества, страны. Война идёт в первую очередь в виде духовной брани как каждого из нас, так и всего общества, народа — брани «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Эта духовная брань носит как внутренний характер, так и внешний в преодолении того, как «духи злобы поднебесной» проявляют себя в практической жизни каждого человека и общества в целом.».

Оцените публикацию, поделившись в комментариях своим мнением, уважаемые читатели.