Найти в Дзене
жомини да жомини

Где деньги, Габриэль?

Похож, французам придётся делать самое неприятное, что только можно представить, — затянуть пояса. Чтобы убедить сограждан в необходимости экономии, новый премьер Атталь развернул бурную медийную деятельность и теперь каждый день мелькает на телеэкранах в бесчисленных интервью. Этим он напоминает Николя Саркози — тот тоже любил каждое своё действие обставить с помпой, и французы видели его чаще, чем своих родственников. Атталь предлагает подумать вот над чем: дефицит государственных финансов резко увеличился в прошлом году и достиг 5,5% ВВП вместо первоначально запланированных правительством 4,9%. Такое ухудшение показателей связано не с увеличением расходов, а с обвалом налоговых поступлений в бюджет в конце прошлого года, когда французская экономика начала крениться вслед за Китаем, Германией и другими странами. Проблема заключается в том, что президент Макрон пообещал не повышать налоги и вообще массово инвестировать в новые школы, больницы и оборону, а дефицит потребовал снизить до

Похож, французам придётся делать самое неприятное, что только можно представить, — затянуть пояса.

Чтобы убедить сограждан в необходимости экономии, новый премьер Атталь развернул бурную медийную деятельность и теперь каждый день мелькает на телеэкранах в бесчисленных интервью. Этим он напоминает Николя Саркози — тот тоже любил каждое своё действие обставить с помпой, и французы видели его чаще, чем своих родственников.

Атталь предлагает подумать вот над чем: дефицит государственных финансов резко увеличился в прошлом году и достиг 5,5% ВВП вместо первоначально запланированных правительством 4,9%. Такое ухудшение показателей связано не с увеличением расходов, а с обвалом налоговых поступлений в бюджет в конце прошлого года, когда французская экономика начала крениться вслед за Китаем, Германией и другими странами.

Всего за несколько месяцев новый премьер Атталь столкнулся с рядом непреодолимых проблем.
Всего за несколько месяцев новый премьер Атталь столкнулся с рядом непреодолимых проблем.

Проблема заключается в том, что президент Макрон пообещал не повышать налоги и вообще массово инвестировать в новые школы, больницы и оборону, а дефицит потребовал снизить до 3% ВВП к 2027 году. Где брать деньги — непонятно, если только не сокращать социальные расходы. Иначе дефицит уже в этом году поползёт вверх и достигнет 5,7%, а в следующем — 5,9%. Госдолг Франции — один из самых высоких в Евросоюзе и составляет более 1,5 триллионов евро (или 110% ВВП). Хуже дела только у Италии, Португалии и Греции.

Атталь тут не помощник: французское правительство уже пятьдесят лет не может навести порядок в своих счетах. За время президентства Макрон щедро тратил бюджетные деньги, чтобы поддержать экономику на плаву. Первый удар нанёс коронавирус, когда правительству пришлось спешно выкручиваться и помогать всем и сразу. Второй настиг страну после в 2022 году: потребителей и бизнес чуть не задушил рост цен на энергоносители.

Хотя расходы были оправданны, увеличение обязательств и займов привело повышению расходов на 120 миллиардов евро. Давно замечено, что левые правительства во Франции предпочитают нести большую финансовую ответственность, чем правые. Но левые же всегда выступают за повышение налогов для богатых. Правые, пробывшие у власти в 1990-х и 2000-х, радостно увеличивали бюджетный дефицит, а сейчас наотрез отказываются поддерживать правительственные инициативы по сокращению расходов, особенно пенсий.

Например, вечный критик Макрона Марин Ле Пен называет президента «Моцартом финансов», который выстроил «долговую стену» в 900 миллиардов евро. При этом она первой требует более щедрых пенсий и социальных пособий. Оно и понятно: 55-летняя политикесса скоро будет их получать сама, поэтому думает заранее.

Политики обвиняют французов в инфантильности: будто те считают, что государство им должно всё, а налоги пусть остаются низкими. Бессменный министр экономики Брюно Ле Мэр даже опубликовал целую книгу, в которой призвал к полному пересмотру финансов. Если учесть слухи, что Ле Мэр собирается баллотироваться на пост президента в 2027 году, мы только можем пожелать ему удачи с такой предвыборной программой.

Тем более каким-то хитроумным образом министр уже успел сэкономить 10 миллиардов евро в бюджете на этот год и теперь ищет способы сократить расходы ещё на 10 миллиардов, чтобы выкроить в течение трёх лет целых 50. Ле Мэр говорит, что верит в «сильное государство, но не в государство, которое становится денежным насосом». Например, зачем французам тратить более 5 миллиардов в год на медицинский транспорт на пациентов?

По закону каждый госпитализированный в стране имеет право на бесплатный транспорт до дома — нужно получить лишь бумажку от лечащего врача. Очень удобно и щедро. Ле Мэр уже пожалел, что заикнулся об этой идее: программа кормит более 500 компаний такси, которым платят за услуги из бюджета. Куда ни сунься — везде будут обиженные и оскорблённые, чего стоило повышение пенсионного возраста, которое перетряхнуло всё правительство. Теперь Атталь один за всех, Макрон пока улетел в Бразилию и бродит с Лулой по Амазонке.

Если вам понравилась статья, вы можете помочь нашему каналу небольшим донатом — перевести деньги по этой ссылке. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал — это помогает нам писать ещё больше и интереснее.