Мы уже говорили о некоторых особенностях вождения автомобиля в зимний период, когда быстро изменяются условия освещения, сила сцепления шин с дорогой, атмосферные осадки и др. Поэтому не будет лишним обратить внимание молодого водителя на некоторые особенности вождения автомобиля зимой. Прежде всего водитель должен научиться быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, соблюдать определенные правила при управлении автомобилем в снегопад и гололед. А для этого: на заснеженной или обледеневшей дороге следует очень плавно использовать педали газа, тормоза и рулевое управление.
Другими словами, все маневры нужно выполнять медленно, аккуратно, плавно. Только этим можно обеспечить автомобилю устойчивое положение на дороге и исключить возможную пробуксовку ведущих колес.
При движении следует вдвое увеличить дистанцию между автомобилями. Напомню, что безопасное расстояние между автомобилями равно величине скорости автомобиля.
И еще, никогда не следует забывать о боковом интервале между автомобилями, о котором обычно не говорят. Речь идет о расстоянии между автомобилями, идущими рядом в одном или противоположном направлениях. В обычных хороших условиях проблем не возникает, ведь на дороге выполнена разметка, которую пересекать не рекомендуется. По ГОСТ ширина каждого ряда в зависимости от категории дороги составляет 3-3,75 м, ширина легкового автомобиля около 2 м. Значит, при аккуратном движении по середине полосы между идущими в соседних полосах автомобилями составляет 1-1,5 м, что вполне безопасно. Этому способствует и хорошо видимая разметка.
Но в снегопад и даже просто в плохую грязную темную погоду разметка становится не видимой. Вспомните обычную двухрядную загородную дорогу в плохую зимнюю погоду, когда дорожники не всегда успевают ее очистить. Она превращается, несмотря на разметку в однорядную дорогу, причем с каждой стороны. Для безопасности автомобили резко уменьшают скорость.
На обочинах могут быть различные предметы, колеи и сугробы. Они не только делают проезжую часть уже, но и ухудшают видимость. Приходится изменять режим движения. По крайней мере следует вести себя как на скользкой дороге: держать безопасную дистанцию, все движения выполнять плавно, резко не поворачивать и не тормозить. Эти правила особенно важно соблюдать в снежную погоду.
Для безопасности необходимо включать не только габаритные огни, но и ближний свет, желательно и про противотуманные фары не забывать. А при подъезде к перекрестку или неожиданному препятствию следует помнить и об аварийной сигнализации.
Следует для безопасности помнить и о таких простых вещах, как чистота стекол, фар и зеркал, а для экономии топлива- не забывать удалить снег с крыши автомобиля и из арок колес. Снег в арках колес может выполнять роль тормоза, увеличивая расход топлива, а перевозка нескольких десятков килограммов снега на крыше требует дополнительного расхода топлива, а главное повышает центр тяжести автомобиля и делает его менее устойчивым на поворотах. Особенно это относится к высоким джипам с плоской крышей.