«Я самый тихий в группе. Такой человек должен быть в каждом коллективе, и обычно это именно бас-гитарист. Но в нашей группе баланс поддерживается за счет четырех разных личностей. И это очень хорошо! Мы всегда можем обсудить наши идеи и планы. Если кто-то из нас начинает перегибать палку, остальные трое сразу возвращают его в чувства», - признавался бас-гитарист Queen Джон Дикон. Он был тихим, но создавал великие хиты, которые по-прежнему нравятся многим поколениям слушателей. Джон Дикон редко давал интервью журналистам, но от этого интерес поклонников к его личности ничуть не становился меньше. Он редко упоминал о себе, но о нем говорили другие – коллеги и поклонники, друзья и случайные знакомые. И сегодня мы предлагаем вам подборку воспоминаний о Джоне Диконе, талантливом, но во многом недооцененном музыканте.
Юность
Рассказывает Найджел Буллен, барабанщик The Opposition, в которой Джон играл в школьные годы: «Он действительно наслаждался этим, музыкой и всем, что было с этим связано. Но со временем мы стали замечать в нем определенные перемены: он стал модно одеваться и отрастил длинные волосы. Он по-прежнему очень серьезно относился к своей игре на бас-гитаре, но он вырос в социальном плане, и это было очень хорошо. Он хорошо себя чувствовал при этом, так что это не было случайным изменением.
Он очень хорошо учился, несмотря на то что мы устраивали концерты и репетировали. Нам всем было далеко до него по части учебы. Никто, конечно, не знал тогда, что он станет известным музыкантом, но всем было понятно, что он добьется определенного успеха в том деле, котором выберет».
Клайв Каслдайн, первый бас-гитарист The Opposition (тогда, то есть в 1965 году, Джон играл на ритм-гитаре. – Прим. пер.): «Джон был очень увлекающимся человеком. Я был поражен его академическими успехами и тем, что он увлекался музыкой. Он был чрезвычайно умен и усердно учился в школе. Я думаю, что он, возможно, относился к своей игре на гитаре так же, как к образованию, то есть он учился и постепенно совершенствовал свои навыки. Он был увлечен и все делал правильно».
Но не всем нравилась тихая натура Джона Дикона. Вспоминает одна из танцовщиц The Opposition Дженни Хейс: «Я не помню, что он чем-то особенно выделялся, это очень скучный персонаж! Нет смысла притворяться, что он был другим, потому что это не так. Я имею в виду, что он всегда казался милым, но он был очень тихим. У меня нет никаких замечательных воспоминаний о нем. Помню лишь, как однажды в гримерке все переодевались после шоу, и вокруг стоял веселый гомон. Джон же в тот вечер не сказал ни слова. Он никогда ничего не говорил, это очень странно. Очевидно, мы говорим о совершенно непримечательном персонаже».
Музыкант-виртуоз
Билли Шихэн (американский бас-гитарист, участник групп Mr. Big, Talas и Niacin): «Queen были отличной группой, настоящими музыкантами, и я был их большим поклонником. Джон Дикон не сразу стал заметен. Вы знаете, что вокал и гитара много значат для аудитории, но зрители не понимают, что бас и барабаны, вероятно, являются самым важным элементом. Джон был отличным бас-гитаристом, очень солидным и нетипичным. Я думаю, не многие басисты могут так переключаться между жанрами и делать это так же убедительно, как этот парень».
Дэвид Эллефсон (бас-гитарист, один и основателей треш-метал-группы Megadeth): «"You're My Best Friend" – такая крутая песня с очень интересной басовой линией. Джон Дикон посвятил её своей жене Веронике.
Вспоминая его игру, я думаю, что этот парень остается во многом недооцененным. Он писал очень разнообразные песни, которые по-прежнему выглядят круто. После смерти Фредди Меркьюри он решил не продолжать с Брайаном и Роджером и ушел из бизнеса. Конечно, это грустно. Он выбрал семейную жизнь со своим лучшим другом, своей женой. Так что «"You're My Best Friend" стала очень знаковой песней; слушая её, вы можете понять, что за парень этот Джон Дикон…»
Гитарист Queen Брайан Мэй: «Джон написал не так много песен, но он написал "Another One Bites the Dust" и "I Want to Break Free", которые стали большими хитами. "You're My Best Friend" когда-то была очень популярна на американском радио, она и сейчас нравится публике. Джон был темной лошадкой, очень тихим парнем в Queen. Бывает, мы спросим его: «У тебя что-нибудь есть, Джон?», и он показывает нам почти законченную песню. Он был очень эгоистичен и непримирим в отношении своих песен, поэтому было очень непросто убедить его изменить какую-то деталь в музыкальном плане».
И далее: «У Джона был очень лиричный стиль, и он мог создавать вещи, о которых другие даже не думали. Конечно, в составе ритм-секции он был прочно связан с Роджером. Вместе они создавали по-настоящему мощный звук, который очень трудно повторить кому бы то ни было. И меня всегда удивляло, как легкий и мелодичный стиль Джона сочетается с музыкальными изменениями Роджера. Это, вероятно, и есть большой секрет Queen».
Фредди Меркьюри: «Джон – отличный бизнесмен и у него потрясающее чувство ритма. И он также способен на рок-н-ролл».
И в другом случае: «У меня появилась вредная привычка курить, потому что все вокруг меня постоянно курили. Как бы сказал в этом случае Джон Дикон: «Если вы не можете справиться с ними, присоединяйтесь к ним». В этом что-то есть».
Сам Джон Дикон говорил: «Если бы я всю жизнь был просто басистом в группе, я не был бы так удовлетворен, как сейчас, потому что для меня это лишь часть того, что я делаю. Я пишу песни и участвую в общих обсуждениях, что означает, что я принимаю участие в судьбе группы».
Лучший друг
Джон Дикон: «В этот период (1971 году) я встретил свою молодую жену. Вероника тогда только что окончила колледж и преподавала маленьким детям. У нас были разные вкусы: её тянуло к искусству, поэзии и живописи, в то время как я был самым обычным студентом-ученым. Должен признать, что я сильно изменился за эти годы благодаря Веронике. Но она по-прежнему ненавидит математику».
Пара поженилась в 1975 году, и шафером на свадьбе был бывший соратник по The Opposition Найджел Буллен. Со временем они начали дружить семьями, и жена Найджела, Рут Буллен, вспоминает свои впечатления от миссис Дикон: «Вероника предпочитала не пользоваться косметикой и носила очень простую одежду. Она прекрасный человек, совершенно неприхотливый в быту. Со временем у меня сложилось впечатление, что дети – самое важное для нее.
Я хорошо помню её искренний восторг, когда в самом начале их брака Джон купил ей новый, но достаточно скромный автомобиль. Многие, вероятно, купили бы что-то первоклассное, но у нее не было денег, так что она была просто счастлива иметь машину.
Ей совсем не нравилась гламурная жизнь, поэтому она старалась быть в стороне от этого. И ей потребовалось несколько лет, чтобы понять, что теперь она может иметь почти все, что захочет. Прошла целая вечность, прежде чем она наняла няню, которая помогала ей с детьми».
Показательно, что Джон вместе со своим большим семейством довольно долго был вынужден сменять одно съемное жилье на другое, поскольку на покупку собственного, даже маленького дома, денег не хватало. Только через несколько лет музыкант смог купить небольшой домик в лондонском районе Уондсворт (юго-западная часть города – прим. автора), в котором проживает до сих пор.
Рассказывает музыкальный ведущий Боб Харрис: «Он [Джон] прежде всего прекрасный семьянин. На гастроли он старался брать семью, а если это было невозможно, то после концерта всегда шел в гостиницу, вместо того чтобы просто пойти в паб или какой-то клуб».
К сожалению, Джон редко упоминал о семье, предпочитая говорить о творчестве. Но, возможно, все, что необходимо нам знать уже известно: «Джон давно крепко женат и у него несколько детей», - однажды сказал Фредди Меркьюри.
Встречи с поклонниками
Филип Грин навсегда запомнил этот день - 27 марта 1975 года, когда он случайно встретил Queen в отеле в Беверли Хиллз. О своих впечатлениях от встречи он рассказал в письме в фан-клуб группы. Он пишет: «Мы с семьей отдыхали в Беверли Хиллз и остановились в отеле "Хилтон". В четверг, 27 марта, находясь в зоне бассейна, я заметил Queen. Они, кажется, только что выпустили свой альбом и гастролировали по США. Тогда они еще не были такими суперзвездами, которыми позже стали.
Я был их большим фанатом и решил поздороваться с ними. Я надел футболку Queen, и это, думаю, было приятно им. Каждый из них оставил свой автограф в моей записной книжке, а Роджер Тейлор нарисовал небольшой рисунок над своим именем. Потом я сфотографировался у бассейна с Джоном Диконом, который теперь ведет отшельнический образ жизни. В целом это была очень короткая, но приятная встреча».
И в завершении статьи хотелось бы вспомнить одно небольшое, но очень трогательное видео 1994 года, которое музыканты Queen записали для участников фан-клуба. Тогда они работали в лондонской студии над альбомом «Made In Heaven», в который должны были войти последние записи Фредди Меркьюри. К сожалению, эта съемка стала последней с участием Джона Дикона (здесь мы не учитываем благотворительный концерт «Ballet for Life» 1997 года, в котором приняли участие Queen. – Прим. автора). Поскольку он был очень застенчив, Брайан Мэй берет инициативу на себя и обращается к поклонникам: «В данный момент мы разбираем фрагменты этого предполагаемого альбома, который будет содержать последние записи Фредди. Так что это кажется довольно странным, что мы все еще существуем, и это то, что мы делаем…»
Далее наступает очередь Джона сказать что-нибудь: «Привет, это Джон Дикон. Приветствую вас отсюда, из Лондона. Как обычно, я не знаю, что сказать, так что сейчас я закончу».
Брайан Мэй, улыбаясь, добавляет: «Но мы думаем о вас, ребята, поэтому мы посылаем вам это сообщение…Если этот альбом когда-нибудь выйдет, пожалуйста, купите его».
«Желаю вам хорошо провести время», - добавляет Джон.
После просмотра этого видео меня всегда охватывает легкая грусть: чувствуется, как было непросто музыкантам в тот период, без своего друга, но они все равно старались изо всех сил ради памяти Фредди и всех своих поклонников.