«СЭ» опросил бывших спортсменов, которые из-за решения компартии СССР не участвовали в Олимпиаде 1984 года в Лос-Анджелесе.
Юрий Седых, двукратный олимпийский чемпион в метании молота:
— Когда узнал, что СССР не едет на Игры в США, конечно, был подавлен. Хотя нас никто не спрашивал — решение принималось на уровне партии и ее генсека. Такая же ситуация была и у американцев в 80-м.
Все спортсмены воспринимали тот год, как олимпийский и готовились к старту, но в июле узнали о решении, и у многих просто опустились руки, они бросили тренироваться. Нужно все-таки понимать, что все альтернативные соревнования интересны, но все-таки это не то. Не у всех тогда хватило терпения, чтобы принять такое решение партии.
Что касается меня, то к тому моменту уже дважды был олимпийским чемпионом и решил, что нужно реализовывать тот потенциал, который я готовил для Игр. В итоге я выиграл все соревнования, в которых участвовал и еще установил мировой рекорд. К слову американец, который выиграл золото Олимпиады-1984, уступал моему результату 7-8 метров.
Конечно, нельзя будет сказать, что жизнь прожита зря, но все-таки Олимпиада — это мечта каждого атлета.
На мой взгляд, Россию прицельно провоцируют. Именно такую задачу ставят чиновники из вне. Да, момент непростой и тяжелый, но, возможно, неучастие будет еще хуже для страны. Убежден, что замыкаться в кокон патриотизма — неправильно. Мы все-таки сосуществуем в международном пространстве и не надо становиться изгоем, которого из нас хотят сделать.
Сергей Тараканов, олимпийский чемпион по баскетболу:
— У нас был предолимпийский турнир в Париже, но мы уже тогда знали, что не поедем в США. Когда впервые услышали, что не сыграем в Лос-Анджелесе, то было большое разочарование. Ведь к этим Играм мы готовились, и я сейчас очень хорошо понимаю спортсменов. У меня такое же разочарование, как у них. Сплошное разочарование.
Помню, как в 84-м давал интервью американской компании, репортеры которой спрашивали, зачем мы приехали на предолимпийский турнир, если вы знаете, что все равно не поедете. Для меня тогда это было испытанием: я что-то бекал-мекал по поводу безопасности, хотя понятно, что это были политические причины. Но мне удалось объяснить, что мы хотим показать и доказать, что наша сборная конкурента.
Как итоге: на этом турнире в финале мы разгромили испанцев с разницей в 30 очков. А они потом играли в финале Олимпиады против США с молодым Майклом Джорданом. Хорошо, что у нас получилось взять золото в 1988 году, а по факту получается, что у меня две неполноценные Олимпиады из-за политики — в 80-м и 84-м.
Следил ли за Олимпиадой-1984? В первую очередь, конечно, за баскетболом. Тогда Гомельский вывез нас в Таллин, где ловило финское телевидение. Там мы готовились к альтернативной Олимпиаде — Дружбе-1984. И, конечно, было обидно все это видеть, потому что мы понимали, что минимум дошли бы до финала. Причем без каких-либо проблем. И это как минимум.
Вспоминается, как американцы устроили скандал с Блаттером в ФИФА — надавили на него, и он покинул свой пост. В итоге они хотели, что принимали им угодные решения, а ели не будете принимать, то пойдете в тюрьму. Возможно, у американцев есть что-то и на Баха. В общем, все это дурно пахнет.
Александр Кабанов, двукратный олимпийский чемпион по водному поло:
— Когда узнали, что Союз не летит в Лос-Анджелес, то, мягко говоря, ощущения были неважными. Хотя бы потому, что мы претендовали на самые высокие места. У нас было огромное разочарование.
Следил ли за той Олимпиадой? Нет. Зачем следить за чужой свадьбой?
Мы туда не поехали, я уверен, только из-за того, что американцы побоялись прилететь к нам в 80-м. Это был симметричный ответ. И уже в 80-м знающие люди говорили, что не поедем в Лос-Анджелес. В 80-м! Ведь дипломатия подразумевает, что обязаны были не ехать в США.
Отдельно отмечу американских спортсменов. Я всегда их считал джентльменами, и они на других международных стартах в том году извинялись перед нами за то, что Союз не поехал на Игры-84. Спортсмены извинялись и говорили, что это они виноваты в такой ситуации.
Тогда было так, а сейчас, мне кажется, все изменилось — мир, спортсмены и так далее стали совсем другими.
Раньше-то за нас решало политическое руководство, а теперь хотя бы могут решить сами спортсмены.
Станислав Еремин, бронзовый призер Олимпийских игр по баскетболу:
— У меня есть золотые медали всех турниров. Кроме одной — золотой медали Олимпиады. И в 1984-м, на мой взгляд, у нас была самая сильная за все времена СССР сборная — это был здоровые Сабонис, Ткаченко, Марчюленис, Тараканов, Мышкин. Это было действительно прекрасное сочетание молодости и опыта. И несмотря на то, что у американцев был молодой Майкл Джордан, считаю, что у нас были отличные шансы взять золото в 84-м.
И каждый раз, когда вспоминаю тот год, то не покидает мысль, что у нас эту медаль украли. Мы ведь перед Олимпиадой бомбили всех соперников с разницей в 30 очков — и французов, и испанцев, и других.
Когда мы узнали, что не едем, то было просто ужасное ощущение, никакие Игры Дружбы не смогли заменить Олимпиаду.