Если вы хоть раз в жизни задумывались о том, как устроен мир, пытались уловить его красоту, вам обязательно нужно познакомиться с творчеством Ахсана Фатхутдинова и побывать в музее, посвященном творчеству художника в Нижнекамске.
Летом 2023 года мы отправились в речной круиз на теплоходе «Михаил Фрунзе» по маршруту «Нижний Новгород – Макарьево – Свияжск – Елабуга – Нижнекамск – Болгары – Тетюши – Казань – Нижний Новгород».
Мне очень нравятся речные круизы. Во-первых, можно провести целый день на свежем воздухе на палубе корабля. Во-вторых, вас здесь будут обслуживать непрерывно, каждую минуту. В-третьих, за неделю вы нигде не получите столько впечатлений. А сколько сохраните воспоминаний! И ещё… Вода смывает ВСЁ: тревоги и усталость, страхи и нездоровье - поэтому отдых на воде – это самый эффективный способ восстановить силы, привести в гармонию дух и тело.
На третий день круиза мы полдня провели в Елабуге, посмотрели её удивительные музеи, а после обеда наш теплоход причалил к пристани Нижнекамска.
Половина отдыхающих отправилась на автобусную экскурсию по Нижнекамску (город раскинулся в нескольких километрах от пристани). Остальные (в том числе и мы) пошли на пешеходную экскурсию по посёлку Красный Ключ, который раскинулся у берега.
В экскурсию входило и посещение Музея Народного художника Татарстана Ахсана Фатхутдинова. Творчество этого мастера стало для меня настоящим открытием. Музей произвёл сильное впечатление.
Судьба Ахсана Фатхутдинова
Путь к творческому Олимпу Ахсана Фатхутдинова не был простым. Паренёк из посёлка Вагаповка Черемшанского района Татарстана не сразу нашёл свою дорогу в жизни.
Родился художник за два года до начала войны, в 1939 году, в большой татарской семье. Детство провёл в деревне Подлесный Утямыш. Рисовать паренёк любил, но рисовал мало: некогда было, да и не на чем, нечем – время было тяжёлое, голодное.
Мать Ахсана умерла рано: много и тяжело работала в годы войны, заболела туберкулёзом и угасла в 41 год.
Отец пришёл с войны и, овдовев, вырастил всех своих пятерых детей достойными людьми. Именно отец, работавший плотником и столяром, научил сына прислушиваться к дереву, слышать, как оно поёт, понимать его душу
Мальчик тянулся к знаниям: сначала Ахсан окончил Бугурусланское педагогическое училище. Лишь после службы в рядах советской армии он понял, что хочет стать художником, и поступил на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института.
Как лучшего выпускника факультета Фатхутдинова оставили в институте преподавать, но, женившись на Таисии Жаворонковой, Ахсан решил вернуться в родные края, в Татарстан.
Нижнекамск в то время только начинал строиться, и молодым художникам дали квартиру в новом городе. С 1969 года мастер работал в Нижнекамске в Татарском художественном фонде. В городе нет ни одного общественного здания, которое бы не было оформлено Фатхутдиновым: аэропорт и дом культуры, детские сады и библиотеки – всё украшено работами или панно художника.
За годы работы растёт мастерство художника. Успешно проходят персональные выставки Ахсана Саримовича Фатхутдинова в Нижнекамске, Казани, Будапеште. Он получает звание заслуженного деятеля искусств ТАССР в 1987 году, а в 2001 – Народного художника Республики Татарстан.
Мир, изображённый в работах А.С. Фатхутдинова
Уникальна творческая манера А.С. Фатхутдинова: это симбиоз живописи и деревянной скульптуры. Деревянное обрамление его работ – всегда часть образа. Художник даже говорил, что иногда дерево определяет содержание картины.
Ещё одна удивительная особенность – большие циклы работ. А.С. Фатхутдинов создавал серии по 60 картин или деревянных скульптур. Считал это число магическим.
Например, переносящий зрителя в детство художника «Кони в окнах». Вспоминая деревенское детство, мастер, прежде всего, рассказывал о четырёх конюшнях и дружбе с лошадями. На его работах нет ни одной похожей на другую лошади. Поражают их глаза, смотрящие прямо в душу.
Цикл деревянной скульптуры «Могильные камни». На каждой из них – эпитафия – строчки поэта Равиля Файзуллина, с которым художник дружил и много лет вёл творческий диалог.
Например, именно в письме Файзуллину художник объясняет идею ещё одного цикла работ – «Столбы»: «Столбы (столпы) – это понятие и духовное. Людей, оставивших добрый след на этой земле, добившихся больших успехов в своём деле, творивших только добро, защищавших людей от зла, за другие благородные поступки называли столпами. Их в народе именовали «золотые столпы». В человеческом воображении живут столпы чести и совести, любви и трудолюбия». Надо сказать вам, что к этому циклу относятся не только картины. Столбами А.С. Фатхутдинова, украшен парк, окружающий священный родник - Красный Ключ.
Наконец, Ахсан Фатхутдинов – первый из татарских художников, обратившихся к доисламскому, языческому периоду культуры этого древнего народа. Его цикл «Ияляр» («Обереги», другое название «Духи- хранители. Хозяева») рассказывает зрителям, что у всего, что нас окружает, есть оберег, хранитель, свой хозяин. В картинах живописца живут дух ветра и колодца, дух поля и болота, родника и горы.
Чем удивляет музей
Прежде всего, уникально здание музея, которое тщательно продуманным выставочным пространством как бы поддерживает, доказывает философию художника.
Круглый зал. Сначала гостей встречают духи на картинах Фатхутдинова. На нижнем ярусе круглого зала работы цикла «Могильные плиты». По мысли художника, «кладбища – часть жизни общества, зират – священное место», где «человек чувствует личную ответственность перед поколением». Это как бы основание экспозиции.
Поднимаемся на верхнюю галерею – там картины, рассказывающие о жизни художника. Галерея эта словно месяц, а над ним купол здания, оформленный как солнце. Ахсан Фатхутдинов часто изображал их вместе, объясняя это тем, что на земле всё взаимосвязано.
Вот мы проходим круглую часть здания – и перед нами небольшое помещение, похожее на мастерскую художника. Здесь расположились сокровенные кони. А напротив мастерской – автопортрет Фатхутдинова, в окружении духов и других образов его творчества.
Не удивительно, что здание как футляр к дорогому бриллианту, ведь его проект разрабатывался Айратом Зиганшиным ещё при жизни Ахсана Саримовича, они были знакомы, и идея архитектора понравилась художнику.
В музее прекрасные работники, которые встречают посетителей как дорогих гостей. Экскурсия о жизни и творчестве мастера тоже была очень интересной.
Завершая разговор о музее Ахсана Фатхутдинова, хочется ещё раз вспомнить слова художника: «Я думаю, XXI век займётся ремонтом разрушенного в предыдущем. Надо ремонтировать землю, небо и воды, города и деревни, животных и птиц, горы и овраги, озёра и реки, дороги и мосты, деревья и сады, леса и поля – этот ряд бесконечен. Но самое трудное - ремонтировать душу человека». На мой взгляд, простые и ясные, но в то же время глубокие и мудрые работы А.С. Фатхутдинова вносят огромный вклад в духовное обновление человеческой души.
Понравились ли вам работы Ахсана Фатхутдинова? Поделитесь с нами в комментариях.