На российском литературном небосклоне восходит новая звезда - Шамиль Идиатуллин. Пишет с 2004 года, причем весьма разнообразные произведения: для подростков и для совершеннолетних, фантастику, мистику, триллеры, антиутопии, детективы и в стиле «не пойми чего». Лауреат и номинант престижных отечественных литературных премий. «До февраля» - его последний изданный роман, начну знакомиться с творчеством автора в обратном порядке.
Детектив, действие которого разворачивается в савраскиной области. Руководством области планируется возродить литературный журнал «Пламя». Были такие в советское время: флагман и рупор «Наш современник», эстетствующая «Иностранная литература», народная «Роман-газета» и региональные, по одному на каждый федеральный округ, если считать в нынешних единицах измерения. Некоторые до сих пор издаются.
«Пламя», как известно, возрождается из искры, а возродить журнал необходимо не из любви к литературе. Губернатор савраскиной области добивается переназначения, в президентской администрации сидит племянник местного корифея советской литературы, чьи произведения (корифея, а не племянника) будут напечатаны в первом номере. Очарованный высокопоставленный чиновник поспособствует карьерному успеху, только все надо провернуть быстро, отсюда и название-дедлайн. Вот такая простенькая двухходовочка.
Деньги дают, помещение имеется, работай – не хочу. А вот работать-то и некому. Вполне верю, лютый кадровый голод во всех отраслях, особенно на региональных рынках труда. Такая мобильность у населения, что не угонишься и даже по объявлениям не наберешь. Тут на сцену выходит главное действующее лицо – Аня. Интересная такая девочка, умненькая, но нервная вплоть до истеричности. Рыдает практически всю книгу, да еще ногти грызет не переставая. Школу с золотой медалью закончила, тяга к филологии, лингвистике и литературному творчеству, тем не менее профориентация в лице мамы и бабушки направила дочку-внучку на прикладную математику. Ожидаемо не сложилось из-за препода-женоненавистника, так ведь и не больно хотелось. Взяли ее в редакцию возрождаемого журнала, да и как не взять: вместо анкеты наваяла гениальный текст.
Сидит стажерка в архиве, перебирает пыльные папки и натыкается на графоманский опус пятнадцатилетней давности. Выкинуть да забыть, не будить лихо, пока оно тихо, но разбуженное зло расправляет конечности, и девочка Аня на особом счету у маньяка. Несмотря на истерики, она держится молодцом: мыслит логично, все запоминает и выводы делает правильные.
Произведение детективное, но без загадки: автор не скрывает ни преступника, ни хода преступных действий. Названия глав предупреждают читателя о развитии сюжета, а ковидный период очень подходит для убийств, никого не удивишь ни маской, ни перчатками.
Злодея по кличке Змей изловят, только дел он успеет наворотить ого-го сколько. К нераскрытым убийствам пятнадцатилетней давности еще десяток трупов накидает. И ведь неубиваемый, как Терминатор: цветочным горшком его приложили, бутылкой отоварили, связали, хотели утопить, а он все равно вывернулся, только в самый критичный момент упокоился.
Роман понравился, несмотря на творимые жестокости в отношении пенсионерок. Жизненно изложено, полиция только вызывает раздражение своей профнесостоятельностью. Особо интересен живой и раскованный язык произведения, даже гриф 18+ не режет глаз. Узнала новые слова, обороты, сочетания и выражения, цитаты с отсылками также разнообразили текст.
Финал получился тоскливый, удручающий, кладбищенский, абсолютно непобедный. Тревожные нотки остались, продолжение витает в воздухе, но его совершенно не хочется.