Пако де Люсия родился 21 декабря 1947 году в Испании. Настоящее имя Франциско Санчес Гомес, сценическое имя выбрал в честь своей матери Lucía Gómez. Умер 25 февраля 2014 года в возрасте 66 лет.
Его стилями в игре на гитаре: мировое слияние (world fusion), фламенко, современное фламенко, пост-боп.
Один из лучших гитаристов фламенко конца 20-го столетия. Он тренировался со своим отцом, который был музыкантом, и братом с пяти лет. Освоив искусство игры на гитаре фламенко к своему 11-летию, Пако уверенно дебютировал на местном радио в 1958 году. Год спустя он получил специальную награду на фестивале Concurso Internacional Flamenco de Jerez de la Frontera, и вскоре его окрестили вундеркиндом! После этого де Лусия был приглашён присоединиться к труппе фламенко под руководством танцора Хосе Греко. На тот момент парню было всего 16 лет. Нотную запись начал изучать лишь в возрасте 44 лет.
Пако оставался в группе в течение трёх лет, после чего произошёл поворотный момент в музыкальном развитии де Лусии… Случилось это во время гастролей с Греко по Северной Америке: именно там Пако встретил Сабикаса, первого гитариста фламенко, совершившего мировое турне, от которого парень получил указание следовать своему собственному стилю игры…
Пако де Лусия был величайшим артистом фламенко всех времен. Он обладал и музыкальным вкусом и виртуозной техникой фламенко. Представления с его участием всегда запоминались. Пако де Лусия записал десятки музыкальных альбомов. Он играл как классическое, так и современное фламенко.
Искусство фламенко – неразрывная связь народного танца, пения и гитарной импровизации – интереснейшее явление фольклора Андалусии, южной провинции Испании.
Пако не собирался изменять самому себе. После недолгих экспериментов он пришел к осознанию, что он – гитарист фламенко и активно поддержал исполнителей puro flamenco (то есть "чистого", народного фламенко) – Сабикасе, Нинье Рикардо, Серранито и др.
Пако де Лусия оригинален даже в мелочах. Он привнес на эстрадную сцену посадку "нога на ногу", во время игры нередко притопывая своим черным ботинком.
Его инструменты сочетают элементы гитары-фламенко с классической гитарой, так как он нуждается в более богатом звуке для игры со своей группой. На концертах и при записи Пако держит деку довольно далеко от микрофона, потому что, по его словам, ненавидит скрип и шуршание ногтей на струнах.
Благодаря его творчеству фламенко теперь развивается в странах, где этого никогда не случалось прежде. Как некогда Андреас Сеговия переменил отношение к классической гитаре, исполнив на ней пьесы Баха и другую музыку, для нее специально не предназначенную, так и Пако де Лусия придал музыке фламенко «мировой статус», прочно утвердив фламенко среди «музыкальных приоритетов» слушателей всего мира.
Хотя Пако де Лусия быстро становился самым феноменальным аккомпаниатором фламенко, он посвящал то немногое свободное время, которое у него было, сольной карьере, и это привело его к большим высотам! Его запись Fuente y Caudal принесла ему неожиданный успех, а румба под названием Entre dos aguas породила гимн, который стал одной из классических гитарных пьес всех времён…
Де Лусия был известен своими быстрыми и беглыми пикадо (пробежками в стиле фингерстайл). Мастер контраста, он часто сочетал picados и rasgueados (бренчание во фламенко) с более чувствительной игрой и был известен тем, что добавлял абстрактные аккорды и гаммы в свои композиции с джазовыми влияниями. Благодаря этим инновациям он сыграл ключевую роль в развитии традиционного фламенко и эволюции нового фламенко.
Пако де Лусия был одним из самых грозных и влиятельных гитаристов Испании, и хотя его имя стало синонимом фламенко, и особенно певца Камарона де ла Исла, он стал самым почитаемым гитаристом прошлого века. Гитарист перенёс сердечный приступ со смертельным исходом на пляже в Мексике 25 февраля 2014 года, когда отдыхал со своей семьей. Играя в футбол со своим сыном на пляже, он попросил жену отвезти его в больницу, потому что почувствовал "странную прохладу в горле". Он был доставлен в больницу и смог самостоятельно попасть в отделение неотложной помощи, но ему пришлось уложить его на каталку. Вскоре после этого он потерял сознание и скончался.
На момент смерти гитаристу было 66 лет. Когда умирает великий мастер любого искусства, его неизменно объявляют величайшим сторонником этого искусства. Но в случае с Пако нет сомнений в том, что он действительно был одним из самых почитаемых гитаристов, украсивших искусство фламенко. Имя этого самого прославленного гитариста фламенко теперь вошло в историю акустической гитары. Мир потерял виртуозного музыканта, а фламенко потеряло одного из своих маэстро: но к счастью, его наследие останется навсегда.
Его памяти посвящена статуя в его родном городе Альхесирас с видом на гавань.