Найти тему
ARTavd

Маленькая история БОЛЬШОЙ ЭНЕРГЕТИКИ. Глава 3. Экибастузская ГРЭС-2.

Оглавление

Глава 3. Экибастузская ГРЭС-2.

Экибастузская ГРЭС-2 с высоты птичьего полёта...
Экибастузская ГРЭС-2 с высоты птичьего полёта...

Это уже личная история, которую хочу осветить спустя почти 40 лет.

В 1986 мы с братом, а мы с ним «двойняшки», после окончания «Сибстрина» (факультет «Строительство Атомных и Тепловых ЭС», с огромным запалом энтузиазма прибыли в Экибастуз. Так скажем – целенаправленно и позову сердца. Хотя в Новосибирске у нас была квартира, дача, друзья и многое другое. Но Всё это не могло перевесить – причастность к большому делу. Молодость требует – Больших дел. "Сегодня ни личное главное, а сводки рабочего дня". Так нас воспитывали.

Понятно, что вопрос о заработке стоял на втором месте. Но хотелось, чтобы ещё за это платили, в частности командировочные. Поэтому брат выбрал «Средэнергомонтаж», который строил топливоподачу. А я меньше, чем Главный корпус и думать не хотел. Только Главный. Больше ничего не интересовало. А это уже родной «ЭкибастузЭнергоМонтаж» и командировочные уже не интересовали. Хотя попытка была – месяц отработал в «Павлодарэнерго» и от них уже командировался в Экибастуз. Но схема не сработала – прописка Экибастузская. И это не важно, как вспоминаю зарплату получал один раз в квартал. В отпуск через год – на две недели, чтоб ничего не пропустить. Короче так - Готов был работать бесплатно, но одно условие - только на Главном. Так воспитывали.

Часть 1. Главный корпус. 1987-1988.

Монтажники – особая, каста в строительстве.

"Не кочегары мы, не плотники,

А мы монтажники-высотники,

И с высоты вам шлём привет!"

Уникальные кадры, полного цикла технологии монтажа Главного корпуса - ВСЕГО за 2 мин. Ничего подобного, ни об одной стройке НЕ снято и до сих пор....

Монтаж - самое рисковое, самоё тяжелое, самое интересное и самое престижное дело. Лозунг, как у ВДВ – «никто вместо нас». Это не пехота - это «Спецназ» и этим всё сказано. А в Спецназе служат, а не работают. Так я это понимал. Военная терминология присутствовала – и приказ и штаб и передовая, куда я со всем юношеским максимализмом и стремился. И есть что вспомнить и есть за, что гордиться…

А начнём, опять же, с той же вырезки статьи «Они строили энергоград», от 24.07.2016. сайт: dereksiz.org

Автор - бывший корреспондент газеты «Заветы Ильича». фамилия не известна, но как говорится – «рукописи не горят». И я бы добавил «тем более блокноты», т.е наши записные книжки – это наше Всё.

Из ряда памятных событий 81-го года надо вспомнить одно действительно особенное.

Это - окончание монтажа главного корпуса стан­ции. 6 июня была установлена последняя колонна каркаса, теперь весь корпус можно было закрывать. Посмотреть, как все произойдет, собралось много народа. А главными действующими лицами были звеньевой монтажников управления «Энергострой­монтаж» Павел Кравцов и крановщик Виктор Шеин. Оба на публику внимания не обращали, а делали свое дело. Поставили колонну точно. Но я видел, как волновались прорабы Виктор Чинов и Михаил Дмитриев.

Замечу что в 1981 закончен монтаж Главного корпуса ГРЭС-1, а монтаж ГРЭС-2 начался только весной 1987. Пять лет – довольно длительный срок, чтобы сохранить коллектив, перебиваясь как говорится «случайными заработками». Но коллектив был сохранён. Все, без исключения кто фигурирует в этой статье и начинали Главный корпус ГРЭС-2.

Валентин Николаевич Чинов – уже главный инженер «ЭнергоСтройМонтажа». Начальник управления Куликов Вячеслав Анатольевич.

Заходили тремя потоками.

Первая зашла бригада Майера – на элетроэтажерку. Прораб Василий ?

Затем на машзал и деараторную этажерку –

Бригада Павла Кравца, затем Алексея Гламоздина.

Прораб Дмитриев Михаил Николаевич. Прораб Денисов Иван Владимирович.

Потом на котельное отделение – этажерка ТВП. Бригада Миронова Сан Саныча.

Хвост станции монтировали сами тепломонтажники.

Началось всё, опять же с ЧП – завалили на торце БК-1000. Не уверен, но думаю, что это дело рук знаменитого уже Виктора Шеина. Пытался краном приподнять провисшую рельсу, на которой стоял сам кран. То есть пытался подрифтовать самого себя. Эксперимент закончился катастрофой – свернуло башню. Представьте ощущения крановщика, на 15ой отметки – кабина чудом уцелела. А ведь готовили уже кран к сдаче. И на тебе…. Хорошо, что кран стоял на торце, т.е. вспомогательный и на темп монтажа в принципе не влиял. Хотя сейчас предполагаю, что причина задержки монтажа ТВП – часть вины в этом. Этот БК должен был собирать СКР-2200 в котельном.

Тем не менее, данный эпизод показывает, как так называемый «Опыт» может отрицательно влиять. Самоуверенность, переоценка – расслабляет и приводит к потери бдительности.

Но, как говорил мне мой любимый бригадир Сан Саныч Миронов – «Ты не видел столько кранов – сколько Я завалил». И этим всё сказано. Не спорю – жили богато. Могли себе и не такое позволить. Но об этом позже.

Бригадиры - Бугры.

О бригадирах надо говорить отдельно. Главный на площадке – это бригадир, на нём всё держится, от него всё зависит.

Бригадиры все абсолютно разные, и люди их соответственно разные. Каждый подбирает под себя. И найти своего бригадира тоже легко, потому, что спектор выбора очень широк – как говорится – «на все вкусы…».

Если Майер – немец, то и бригада у него соответствующая. Как говорится «Ордунг есть ордунг». Не допускал даже близко употребляющих алкоголь. По этому поводу не было даже дискуссий – сразу досвидание.

Я лично начинал с Пашей Кравцовым, который, как я узнал только через 40 лет поставил последнюю колонну ГРЭС-1. Мне он очень нравился – энергичный, спокойный, рассудительный. Но к сожалению, в тоже лето 1987 уехал В Германию, жена немка.

Его сменил Алексей Гламоздин. И это совсем другой типаж. Наверно самый сложный из всех бугров. Никогда не видел его в рукавицах, т.е. сам принципиально не работал. Начальник, если не сказать – барин. Такой «советский Кулак». И людей себе собирал соответствующих – лихих и даже приблотнёных. Тяжёлый скажем состав. Но при всём при этом – умело ими командовал. Держал их в ежёвых рукавицах и на коротком поводке. То есть талант был и авторитет тоже, и руководство тоже уважало. Давал самые высокие показатели – а машзал позволял показывать высокие показатели – не низко, не высоко. Высота - как раз для Алексея . Но сейчас я понимаю котельное, ТВП он бы не потянул. Тем не менее, он единственный кто сумел получить нового «Москвича». Думаю, что это последняя машина пришедшая по так называемой «разнарядке». Перестройка набирала обороты.

Командовал им прораб Михаил Николаевич Дмитриев, местный «Кулибин» или как я через 40 лет понял местный «Эйнштейн». Ибо носил такую же шевелюру, да и позиционировал себя – так же. Одним словом – Головастый. В следующей части на фото – можно убедиться. Закончил МИСИ. Без амбиций, не карьерист, вполне довольный своим положением «вечного прораба». Но на таких всё и держалось. И для Гламоздина – это лучшая партия. Я так это сейчас понимаю.

Работали тогда вахтовым методом, по недели, что, конечно, не эффективно, но приходилось ездить по 50 км. и каждый день.

«опять от меня сбежала – последняя электричка,

И я по шпалам, опять по шпалам – иду по привычке».

По вахтам работал я и прораб Иван Владимирович Денисов. Молодой парень, красавец, блондин. Именно у него я научился командовать краном, а это тоже искусство своего рода. Тогда мы не могли видеть, как американцы жестикулировали на авианосцах, но что-то подобное пытались и сами изобразить. Ваня, кстати, сам себе построил квартиру. То есть в нерабочее время монтировал пятиэтажку. Был тогда такой комсомольский Почин – «Квартира своими руками».

Прораб Иван Денисов - красавец парень, гусар. Не удивительно, что попал в хронику. Подрабатывает, в свободное от работы время - восстановление рухнувшего БК-1000. 1988.

Тогда, как он рассказывал, перевёлся из прорабов в бригаду монтажников. Не хватало денег, а монтажники в то время получали в полтора, два раза больше ИТР. Ни то, что сейчас. Но тогда - это и было одним из главных постулатов «Диктатуры Пролетариата» - физический труд оценивался выше умственного. «Диктатуру пролетариата» отменили ещё в 1962ом, заменив его на «общенародное государство». Но догмат остался – рабочий получает больше ИТР. Но и тогда и сейчас считаю, что это справедливо. Надо признать, что большинство получало высшее образование – только чтобы не работать физически. Банальная истина.

Тем не менее, таким составом начался монтаж Главного Корпуса.

Начальник участка - Толмачёв Василий Дмитриевич.

Главный инженер - Чинов Валентин Николаевич.

Начальник СУ «ЭСМж» - Куликов Вячеслав Анатольевич.

Экибастузская ГРЭС-2, Главный корпус, август 1987
Экибастузская ГРЭС-2, Главный корпус, август 1987

Вот так выглядел Главный корпус к концу лета 1987. На фоне посёлка «Солнечный». До пуска 1ого блока 3,5 года.

Это наверно первая моя фотография. Кажется, не было слайдовой плёнки. В то время был дефицит. Помню пришлось летать за ней в саму Москву. И это мог себе позволить простой мастер – надо сказать. Сейчас навряд ли. Это опять же – как бедно жили.

Как раз в это лето запустили местный Аэродром. Прямые рейсы до Москвы. Во как было.

Павлодар – Новосибирск помню – 20 рублей. Летай не хочу. А поездом вообще или практически бесплатно.

Но вернёмся.

Экибастузская ГРЭС-2, Главный корпус, август 1987
Экибастузская ГРЭС-2, Главный корпус, август 1987

Электротехническая этажерка – с большим опережением.

Деаэраторная этажерка – 6 осей. Отличный результат.

А котельное, ТВП, как видим, на нуле. Причины не понятны. Очевидно - Поставка металлоконструкций, а может быть и кран СКР -2200.

Для сравнения - крановая механизация ГРЭС-1. Видим, что  в машзале два БК-1000 заменили на СКР-2200. Удивило, что по факту на ГРЭС-1, в котельном отделение не было СКР-2200. На ГРЭС-2 СКР-2200 в котельном - подняли на отм. 0,00 - единственно правильное решение.
Для сравнения - крановая механизация ГРЭС-1. Видим, что в машзале два БК-1000 заменили на СКР-2200. Удивило, что по факту на ГРЭС-1, в котельном отделение не было СКР-2200. На ГРЭС-2 СКР-2200 в котельном - подняли на отм. 0,00 - единственно правильное решение.

Не видел, как ставили первую колонну, не моя смена, но монтаж начался спокойно, без нервотрёпки, без авралов. И чего волноваться – все уже зубры, прошли ГРЭС-1. Поэтому для профи это не задача. Тем более, практически все стыки на высокопрочных болтах, что упростило и убыстрило темп монтажа.

Помню накидали в первый месяц почти тысячу тонн. Пошла молва – а какая будет зарплата? Перестройка же на дворе. Все считали прибыль. Был маленький скандальчик по этому поводу. Но сошлись где-то на 800ах рублях. При нормативе 400. Ни вашим, ни нашим.

Экибастузская ГРЭС-2, Главный корпус, август 1987
Экибастузская ГРЭС-2, Главный корпус, август 1987

Помню, как первый раз в жизни почувствовал, как «дрожат коленки», когда первый раз решил пройти по двенадцатиметровому ригелю, отметка 10. Не из приятных ощущений. Но нужно было приобрести так называемое «чувство высоты». И чем быстрей – тем лучше. Постепенно всё пришло. Как говорится – Алга, Вперёд.

Не помню большого перенапряжения в то лето, но что-то заставило меня уже осенью, когда на площадке нарисовалась солидная компания во главе заместителем Верховного Совета (фамилия, кстати, пропала с Википедии, а лет пять назад она была), произнести спич, апогеем которого стала фраза «Меня здесь портят». Понятно, что было ни так гладка, как сейчас кажется…. Проблемы были уже в самом начале, и они нарастали.

Таков был первый мой революционный вызов.

Примерно так выглядела та делегация....
Примерно так выглядела та делегация....

А сейчас разберем чудом уцелевшую хронику 1987г. Всего 30 секунд, но каких секунд. Как это у Высоцкого – «Там хроника про нас перед сеансом».

Из сюжета видно, что «палки в колёса» начали втыкать сразу. «Нехотя реализуются непродуманные решения» - формулировка, конечно, провокационная, но так начиналась Перестройка - 1987год – Москва на ЭТЭКе поставила крест, как будто знала заранее, чем дело закончится. Но официально давила через экологию. Под трубой, в пешей доступности - посёлок «Солнечный» с проектным количеством жителей – 40тыс. человек. Можно согласиться – непродуманное решение.

Реплика «Строится медленно» - не соответствует истине. В сюжете кадры июня и декабря. Но надо признать, что темп – средненький. Котельное отделение ещё не начинали....

Экибастузская ГРЭС-2 июнь 1987. Всего 2 крана.
Экибастузская ГРЭС-2 июнь 1987. Всего 2 крана.
Экибастузская ГРЭС-2 декабрь 1987. Уже 4 крана.
Экибастузская ГРЭС-2 декабрь 1987. Уже 4 крана.

Тем не менее надо отдать должное Назарбаеву.... Первый блок, а тем более второй - это его личная заслуга. Успел у Москвы вытянуть необходимое....

В церемонии запуска 2 блока 22 декабря 1993 года принял участие Первый Президент страны Н.Назарбаев, который, повернув ключ на пульте управления, дал команду на первое включение энергоблока в сеть.
В церемонии запуска 2 блока 22 декабря 1993 года принял участие Первый Президент страны Н.Назарбаев, который, повернув ключ на пульте управления, дал команду на первое включение энергоблока в сеть.

Штурм ТВП.

И вот начинается самое интересное, можно сказать - «лебединая песня» Главного корпуса. Лишь в конце 1987го прибыли конструкции ТВП котельного отделения. До пуска 3 года. Напомню к началу монтажа ТВП котельного отделения – машзал был уже был перекрыт, заброшены краны тепломонтажникам. Катастрофическое отставание. Москва ставит задачу – ликвидировать отставание. Полный Аврал. Можно сказать, что именно здесь был повторён темп ГРЭС-1. Как говорили – «В три смены на одну зарплату» или «пятилетка в 3 года».

Бригадиром был Александр Александрович Миронов. Сразу скажу - Сан Саныч лучший бригадир, из тех, кого я знал лично. Ему и было доверено. Честно говоря, если бы мне дали право – кому дать, и кто заслужил «Орден Ленина», то без сомнений, конечно – это Сан Саныч. Вот с какими людьми посчастливилось работать.

Темп был сумасшедший. Зима задалась холодной – 25 и весь день на улице. Спасало только движение. По вертикали на 40ю и обратно и по несколько раз за день. «Фигаро здесь – Фигаро там». Но я наконец-то почувствовал, что попал куда и хотел – на передовую. И об этом можно было только мечтать. Советскому Союзу оставалась меньше года. Никто об этом не знал. Но то, что повезло в самом уже конце, почти накраю ухватить его мощь и величие, испытать это на своей шкуре, безусловно - это огромная удача и счастье, так бы я сказал, без ложной скромности.

Командовал, тогда ещё прораб - Иван Леонидович Щербенёв. Головастый, одарённый русский мужик. Сделавший позже стремительную карьеру. И с ним я сразу нашёл общий язык. Помню, он всё переживал, что у него нет перспектив, а он вернулся в «Строймонтаж», как раз с химии, где отбывал срок за кражу металла, кажется 3х тонн. Смешно конечно, по сегодняшним меркам, но как известно и за «колоски» садили в своё время.

Аврал был днём и ночью. В ночь дежурили эмиссары из треста. Вплоть до зам управляющего треста. Тотальный контроль. И это, как ни странно, работало – вспоминаем печенюшки госпожи Нулант на Майдане. Не надо смеяться – это работает. Советская школа.

Экибастузская ГРЭС-2 июнь 1988г.
Экибастузская ГРЭС-2 июнь 1988г.

Из людей, конечно, выжали всё, что было, но задачу решили в срок. Ребята старались. Но к весне начало нарастать недовольство, претензии. Которое пришлось аккумулировать и сформулировать в письме, которое все подписали и отправили в трест.

К сожалению, это письмо не сохранилось, а было бы интересно узнать, что мы предъявляли руководству. Но точно, что они были весомы. И умалчивать, замалчивать их было ни в моем стиле. Тем более все тогда испытывали, в той или иной мере «давление» или точней влияние Перестройки. Все хотели быть «Прорабами перестройки», как модно было тогда говорить. И не скрою – мне тоже. А был я рядовым мастером. Вот незадача.

И трест отреагировал - собрал собрание.

Я, как организатор «толкнул» речь, но помню осадил меня, незатейливым вопросом главный инженер треста О.И. Белориха – «А, ты что предлагаешь?». К этому я был не готов. На этом и разошлись. Меры будут приняты.

Таков был мой - второй революционный позыв.

Надо признать, вспоминая те события, была пертурбация в управлении. Ушёл Куликов В.А. вместо него стал Фролов Вадим Сергеевич. Ему то и досталось, как говорится «по первое число». Той же Весной Бордтодзе меняет его на зам по экономики треста – фамилию не помню. Экономисты стали управлять монтажом.

Площадка комплектации.

Меня, осенью 1988, по-видимому, как главного «зачинщика бунта» отправили начальником на площадку комплектации, на ГРЭС-1. Якобы на повышения или точнее в ссылку. Мол «за, что боролся на то и напоролся». Но надо признать с поставками была самая главная проблема. Это, прежде всего, сдерживало монтаж. И я за месяц решил эту проблему.

вид на стройдвор Экибастузской ГРЭС-2 1988г.
вид на стройдвор Экибастузской ГРЭС-2 1988г.

Склад представлял собой – свалку. 500 метров сплошное нагромождение куч металла. 10тыс. тонн костров. Попробуй разберись – где-что.

Решение было простым. Разбить всё по секторам и тупо переписать. На это ушло две недели.

И результат не заставил себя ждать. Теперь каждый стропальщик, ни ставая со стула, мог точно определить, где нужная конструкция находится. В этом и есть система….кури когда система работает.

Через месяц, было уже не интересно, хотел вернуться на Главный, но понимал, что вырваться от сюда практически невозможно. Но как говориться «не было счастья – да несчастье помогло».

Прям под новый год, угораздило придавить правую руку – месяц в больнице, два месяца на больничном. И сейчас понимаю без этого «самострела» мне бы никогда не вырваться с площадки комплектации. Только так.

Весной вернулся на Главный. Кинули в трубу….

-12

Часть 2. «Труба дело» 1989-1990.

Надо признать Главный корпус вытянули в график.

Если 1ый блок ГРЭС-1 от первой колонны – 2,5 года. То на ГРЭС-2 на год больше. Но и этот показатель сейчас радует. Темп был почти такой же. Советская машина – ещё работала на полных оборотах.

Оставалась одна проблема и та же, что и на ГРЭС-2 – куда пускать дым. Напомню, на ГРЭС-1 пускали во временную трубу. И осталось до Пуска почти 2 года. Это ещё усложнялось, что никто не понимал, как смонтировать подвесной цельный бункер-рассекатель, весом 340 тон на отметки 30 трубы. Да было проектное решение «Оргэнергостроя», но это было почти фантастическое решение. Мне и сейчас так кажется. Как двумя лебёдками, такую дуру, с восемью углами и чтоб стык в стык. Но это практически невозможно, мне и сейчас так кажется. И это, опять же, доверили мне – двадцатипятилетнему, но амбициозному, прорабу уже. А я, как говорится «и рад стараться». Партия сказала - надо – комсомол ответил – есть.

Труба Экибастузской ГРЭС-2
Труба Экибастузской ГРЭС-2

Криворотов в это время уже командовал «ЭнергоМонтажом».

Конечно, понимал, что задача сложнейшая и шансы скажем прямо – не стопроцентные.

Первая проблема была, как собрать бункер в трубе. Он был из восьми элементов которые собрали на «сборочной».

Несколько слов о «сборочной». Наверно самое квалицированное и дееспособное подразделение. Командовали: Игорь Антонов и Богородский Володя. Два не молодых парня, но как говорится – «точно, быстро и в срок», такой, по-видимому, у них был девиз. И надо отметить, работали на уровне немцев.

Как я сейчас понимаю – оба либералы, но работе это не мешало.

Так вопрос – как собирать? По размерам или по факту. Дискуссий по этому вопросу не было – по факту. Потому, что снять размеры с опорного кольца, практически не было возможно. С опорного кольца спустили отвесы и уже к ним подгоняли щиты.

Довольно нервная работа – ветер и прочее. Да ещё пьющая бригада. Пьющий бригадир – это конечно нонсенс. Но так оно и было. Советская система – позволяла расслабляться, ни то, что сейчас. А тут приезжаешь на неделю на вахту. И начинается всё с бутылки, всё как положено.

Но здесь миллиметровка, точнее работы не придумаешь…. Пару раз их отправлял трезвиться. Но пьянчуг терпят пока они рот не открывают. Только открыли – можно валить.

Потребовал у Криворотова заменить бригаду. А они его были товарищи ещё ГРЭС-1, как говорится «за нашей спиною такое». Поэтому и позволяли себе лишнего. В результате был сам снят – вернулся на Главный.

Обидно конечно было, но как говорится, опять же - «не было счастья – да несчастье помогло». К этому времени бункер был собран и что с ним делать пока не было решения. Стало не интересно. Всё, что не случается к лучшему. А на главном – работа кипела.

Экибастузская ГРЭС-2 июнь 1988г. - закрыт постоянный торец Главного корпуса.
Экибастузская ГРЭС-2 июнь 1988г. - закрыт постоянный торец Главного корпуса.

Ветровая ферма.

Вспомню один случай. Опять же с Криворотовым. Август месяц. День строителя. Конец смены. Прилетает Криворотов – ребята, телеграмма ушла в Москву. Ветровая ферма котельного отделения - смонтирована. А мы с Сан Санычем Мироновым ждём, когда утихнет ветер. Криворотов в Волгу и на банкет. Но делать нечего телеграмма есть приказ, приказы не обсуждаются.

Давайте сделаем это.

-15

Ветровая ферма самая тяжёлая конструкция, на пределе грузоподъёмности, да ещё 54 метра. Парусность и т.д. Поднялись на 40ю диаэраторной этажерке, а ветер ещё сильней и сильней и всего три парня. Честно говоря почувствовал, что это большая авантюра, что можем не удержать одной верёвкой. Надо было принимать решение. Я, конечно, был за то, чтоб дать отбой. Настаивал, но это всё для виду - перестраховка. Ведь вся ответственность на мне. Но Сан Саныч понятно не хотел «упасть в грязь лицом». А я тем более.

Как у Высоцкого: «А я тем более, мне Лёша отвечал».

Так точно – Главное выполнить приказ. «Вира». Ну думаю - и хрен с ним.

Но понял только сейчас – одно дело рисковать железякой, и совсем другое - жизнью, причём своей. Как говорится – это большая разница. Такова философия риска.

У монтажников первое правило – «не стой под грузом». И ещё важней, неписанное правило – «пути отхода». Куда прыгать или куда цепляться если что. А это развивается и оттачивается с опытом, на подсознательном уровне, на автопилоте. А в нашем случае, как бы без вариантов – дура огромная. Соскочить некуда.

Подняли выше 40ой. Держим, верёвка в струну. Травим через колонну. Типа полиспаст. Позже на даче как-то лебёдкой тянул такие верёвки – рвутся как нитки. Но тогда я об этом не знал.

Но прошло всё без эксцессов. Хотя долго не могли её поймать в ложе, но закончили ещё засветло. Что сказать, - есть что вспомнить. Однако повезло.

Экибастузская ГРЭС-2 июль1989г - закрыт временный торец машзала
Экибастузская ГРЭС-2 июль1989г - закрыт временный торец машзала

К зиме Главный корпус был закрыт. Начат монтаж котла.

Экибастузская ГРЭС-2 октябрь 1989г - закрыт постоянный торец Главного корпуса
Экибастузская ГРЭС-2 октябрь 1989г - закрыт постоянный торец Главного корпуса

Дело - "Труба".

И вот весна 1990. До пуска первого блока остаётся 9 месяцев.

Бункер-рассекатель уже полгода ждёт, когда наконец-то его поднимут. И время пришло. Тянуть уже было нельзя. Результат – непрогнозируемый.

Криворотов, Начальник «Энергомонтажа», публично на планёрке, пообещал за это, за подъём «Волгу». Ставки возросли. Отказаться от такого предложения, было бы как-то странно. Хотя я уже знал, что значит, когда обещает Криворотов. Но все равно было приятно. И надо признать, что после возвращения Криворотова, так сказать в родные пенаты – он всегда держал слово.

Ни как в молодости – приезжал в ночную смену, показывал пачку денег – «вот если то, к утру будет там – эта пачка ваша». Во как. Платный спектакль. После этого неделю никто его не видел. Такие байки ходили тогда.

Экибастузская ГРЭС-2 июнь1990г
Экибастузская ГРЭС-2 июнь1990г

Началась напряжённая работа. Бригада Гламоздина собирала вкатную часть, кстати тоже эксклюзивное решение – на ж/д платформе закатить под бункер – оригинальное решение. Здесь надо вспомнить главного гуру Новосибирского ТЭПа Саранцева - инженера, конструктора который визуально, без расчётов мог определить любое сечение…. Имел ли он отношению к дымовой ставке мне не известно, но почерк явно Саранцева прослеживается.

Одновременно комплектовали оснастку по подъёму бункера. Две двенадцати тонные лебёдки и полиспасты привезли с «ПавлодарСтройМонтажа».

И вот настал день «Подъёма». Кульминация событий. Шансы оценивал, не высоко. Риски были.

И.Л.Щербенёв и  М.Н.Дмитриев - дают добро...
И.Л.Щербенёв и М.Н.Дмитриев - дают добро...

На фото последняя инспекция перед подъёмом – два корифея «Строймонтажа» Иван Леонидович Щербенёв уже начальник участка и это отчётливо видно, что начальник или так –

«Вы посмотрите, как смотрит, как стоит –

Ну сразу видно, что начальник».

И с ним Михаил Николаевич Дмитриев, «местный Эйнштейн» - и это тоже сразу видно. Пожелали удачи…. Чинов В.Н. звонил перед этим – говорит: «Главное не дёргай…».

-20

Вот и последний курултай. Как говорится «последний перекур, последняя сигарета» или присядем перед дорогой.

«Ведь самый страшный час в бою – час ожидания атаки».

Четкая формулировка Гудзенко.

И видно, что тоже волнуются, а как иначе – им же на неё лезть.

-21

И поехали. Оторвали. Крен был, но незначительный. Могло быть хуже. Потому, что собрана - по факту, асимметрия была. И в этом видел главную проблему. Но всё обошлось. И дальше по-тихоньку на верх. Час или полтора и наверху.

-22

Второй момент – сойдутся ли углы? Вот в чём вопрос.

Но всё сошлось, на удивление. Бывает и такое.

Помню выкурил почти пачку «Беломора», сигареты не брали.

Но приятно вспомнить… золотые деньки, лучшие моменты жизни.

Позвонил Криворотов, говорит: «Ты понимаешь, что сделал…». Наверное – отвечаю.

Вышла заметка в газете – три строчки, но приятно.

С «Волгой» ничего не получилось. Их просто уже не было. Приходили «Таврии», но и они закончились. 1990ый – это уже был развал. Никто не виноват. Но Перестройку обвиняю.

Вот такая история.

В конце 90х дошла весть, что Бункер рухнул… подробности не известны, но и тогда было понятно, что узел не доработанный. Всё таки надо было искать решение с опорой на фундамент. Тем более в ситуации ГРЭС-2, где работают только 2 блока – что создают напряжение в швах. Рано или поздно это бы произошло.

И переходим к этим самым авариям.

Наука
7 млн интересуются