Глава из книги Владимира Илларионова "Звезды в перископах"
Детство с книгами, техникой и спортом
Юрий родился в Севастополе 3 декабря 1947 года в семье военнослужащего. Отец – флотский офицер, мама – инженер-чертежник. Роддом тогда был один единственный на весь город и располагался на набережной Корнилова. Потом в нем было медицинское училище, потом – институт последипломного образования. Но этот дом тогда приводил на свет Божий всех севастопольцев. На Городском холме располагался детский сад №6, который стал для Юры первой школой мужества. Расстался с детсадом он в 1954 году. Первые 8 школьных лет Юра учился в школе №2 на Городском холме. До революции 1917 года в этом доме была женская гимназия, в которой училась бабушка Юры. Позже в этом здании была детская туристическая станция и краеведческий музей. Сейчас располагается административный суд. Школа очень нравилась мальчику, а любимым местом в школе была библиотека. Перечитал огромное количество книг, их приходилось просто отбирать. Даже ночью читал с фонариком. Очень любил читать и сохранил эту страсть в зрелые годы. Второе любимое место в школе – спортзал, третье – классный кабинет физики. С тех порт сохранил интерес к физике, как и к литературе, и к спорту. Пробовал свои силы во многих видах спорта, но по-настоящему прикипел душой к секции акробатики, где тренер хилых и немощных мальчиков учили профессионально драться. Тренер говорил: «Бить нужно один раз. Нельзя одного противника бить два раза, а то на других сил и времени не хватит». А еще увлекался плаванием, занятия тренер Парамонов проводил в Артиллерийской бухте на городской водной станции. Будущая олимпийская чемпионка Галина Прозуменщикова, тогда тоже тренировалась у Парамонова. Успевал Юра и в Ушакову балку, где тренер Вадим Павлович Пряхин обучал премудростям подводного плавания. Достиг высоких спортивных результатов в парусном спорте в 57-м яхт-клубе Черноморского флота. Входил в сборную команду школы по туризму, участвовал в городских и крымских туристических слетах и соревнованиях. Занимался в кружках радиодела и в фотографическом. На все кружки хватало времени и сил, все кружки совершенно бесплатны и доступны детям из любой семьи. Преподавали настоящие профессионалы, занятия были хорошо подготовлены. Кружки и секции давали хорошую физическую подготовку, крепкие знания предметов, заряжали ребят интересом к наукам и к спорту. Юрий Николаевич говорит: «Наше поколение имело то, чего у нынешнего, увы, нет. Полученные навыки и знания всю жизнь использовал и до сих пор использую». Так Юра еще школьником окончил автошколу, получил права водителя-профессионала и специальность автослесаря. Уж очень ему нравились двигатели внутреннего сгорания. Юрий Николаевич благодарен всем своим учителям, вложившим в него душу и свой опыт. Это были люди, прошедшие горнила войны, умеющие ценить жизнь. Они щедро делились жизненной мудростью, а дети эту мудрость запомнили.
Но лучшими учителями в своей жизни Юрий считает отца, бабушку, маму: «Это они научили меня учиться всему в жизни, читать, думать, анализировать, принимать решения. Это они, мои самые любимые, самые лучшие учителя! Я их люблю и помню! Отец – Лагун Николай Иванович, закончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Служил на кораблях Черноморского флота. Службу закончил в Техническом управлении Черноморского флота старшим офицером-электриком отдела эксплуатации. Юрий Николаевич говорит: «Я никогда не думал, да и не хотел идти служить в Техническое Управление ЧФ. Приказал мне это Халлиулин Юрий Михайлович, но в то время он не знал, что здесь служил мой отец. Юрий Михайлович спросил, почему я не сказал ему об этом при нашей первой встрече? Ответил, что он не спрашивал об отце.»
Мама - Лагун Тамара Павловна до войны закончили художественную школу. Очень хорошо рисовала. Война внесла изменения в судьбы людей, и мама стала чертёжницей. Работала в ЦКБ «Черноморец» и в штабе Черноморского флота. Ушла с работы на домашнее хозяйство в 1954 году после того рождения сына Миши.
Лагун рассказывает: «Бабушка - Фалько Зинаида Герасимовна, мой ангел и лучший учитель на всём белом свете! Работала на Севастопольском морском заводе до войны, во время войны и после войны. Была большим начальником на заводе. Имеет медали «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа». Она – лучший мой друг в Жизни! Лучший! Так сложилась судьба, что я не видел умершими своего отца, свою маму, свою бабушку. Не хоронил их. Не мог с ними попрощаться! Я всё время был по долгу службы далеко, не в Советском Союзе. Нас не могли отпустить в то время домой даже по такой причине».
Уже в 5-м классе Юра объявил всем своим друзьям и учителям, что обязательно станет офицером-подводником, причем – механиком! Взрослые хвалили целеустремленность, называли Юру умным мальчиком. Так было вплоть до 11-го класса, когда он выбрал для поступление Севастопольское Высшее военно-морское училище (в народе тогда его называли «Голландией»). А тут многие оказались против такой профессиональной ориентации. Учительница по математике сокрушался, что она надеялся Лагуна увидеть в МВТУ имени Баумана на механическом факультете в качестве изобретателя принципиально нового поколения двигателей внутреннего сгорания. Против был и отец, который сам окончил «Дзержинку». Но он не сильно сопротивлялся, понимал, что выбор сына неслучаен. Мама была против будущей службы на подводных лодках. Но Юра подал документы и готовился к экзаменам. Единственное, что омрачало перспективу, так это исключение из комсомола за драки. В школьные годы умел на улице за себя и друзей постоять, не пасовал перед верзилами-хулиганами. Стоял на учете в милиции в комиссии по делам несовершеннолетних. В личном деле абитуриента все это было подробно освещено. Но с первого раза поступил, сдав все экзамены на отлично. Искренне рада была только бабушка, которая новоявленному курсанту подарила золотые часы со словами: «Будешь хорошим офицером-подводником»! Было это в 1966 году.
Очень тепло вспоминает Юрий Николаевич начальника факультета Георгия Михайловича Буйнова служившего примером офицерского поведения. С Буйновым дружил до последних дней его жизни. Он дал Лагуну рекомендацию в партию. Так Юра пришел в училище без комсомольского билета, а вышел коммунистом. Воеводин Евгений Петрович был заместителем начальника по учебной части, Лебедев Леонид Николаевич – замначфака по политической работе. Этих офицеров часто вспоминали добрым словом в Полярном начальники 4-й эскадры, выпускники «Голландии» разных лет. Помнили Назима Гейдаровича Гаджибекова. Добром поминали Канторовича, Кумельского, Алёхина, Бойко. До сих пор Лагун дружит с Алексеем Николаевичем Стрельниковым. Преподаватели не только разъясняли устройство материальной части, но и учили правильной идеологии эксплуатации узлов и механизмов, правильной идеологии в жизни. Юрий Лагун говорит: «Идеология — это система идеалов, ценностей, взглядов и убеждений, посредством которой личность выражает своё отношение как к существующей социальной реальности в целом, так и к конкретным её аспектам. Сейчас государственная идеология в Российской Федерации, согласно статье 13 Конституции РФ, запрещена»!
Спорт в жизни курсанта
Спортивная жизнь в Голландии активно бурлила в течении всего года. Только набрали курсантов, идет школа молодого бойца, ребята с автоматами по плацу вышагивают. Подходит начальник кафедры боевой практики капитан 1 ранга Иванов с вопросом формирования команды для флотских соревнований по парусному спорту. Команде не хватает рулевого, который в парусах разбирается. Вызвалось человек 5, Лагун молчит. Вопрос от Иванова: «Ял-6 какого класса судно». Все молчат, Лагун за спиной Иванова: «Класс пятый». Начальник был высокого роста. Обернулся и с интересом глянул на невысокого курсанта. «А какое парусное вооружение у яла-6»? Лагун снова свое слово вставляет: «Фок разрезной». Следующий вопрос: «Ветер, который дует прямо в борт»? Получив правильный ответ, отбирает у Лагуна автомат, передает командиру роты со словами: «Забираю парня на соревнования». Познакомился с командой гребцов, все здоровые амбалы, не чета худосочному Лагуну. Юра просит у Иванова на соревнования выдать секундомер. Опытные яхтсмены насторожились: «Пацан просит секундомер»? Но просьбу удовлетворили. И Юра организовал старт по секундомеру, а не по сигнальной ракете. Гонку выиграли. После этого командир роты дал приказ организовать ротную команду. Стимулировал старания Лагуна вручением постоянный увольнительный билет, который курсанты называли «аусвайс». Обычно его могли получить курсанты только с 4 курса. Лагун сопротивлялся как мог: «Не хочу заниматься спортом. Я пришел сюда учиться. Времени на все не хватит». Но командир был непреклонен. С таким билетом не было смысла ходить в самоволку. Курсант, когда хотел, тогда и увольнялся. Юрию нравилось быть в училище, где он чувствовал себя, как дома. С пониманием относился к субординации. Никогда не станешь хорошим командиром, пока сам не научишься подчиняться. В парусном спорте еще до поступления в училище Юра имел звание Кандидата в мастера спорта. Но в училище ему не было равных в ином виде спорта. Бегал, плавал, нырял он быстро, подтягивался больше всех. Полоса препятствий принесла Лагуну на первом курсе звание Мастера спорта. Он с гордостью носил этот значок на груди.
Еще в школьные годы Юра играл на домбре в оркестре народных инструментов. Его товарищ Юра Самойлов, закончил музыкальную школу, музыкальное училище, писал музыку. Он научил Юру играть на гитаре, в походах петь песни бардовские. Он же сагитировал научиться играть на корнет-а-пистоне. У Юры Труфанова в Водоканале играл в эстрадном оркестре на трубе. Любовь к музыке сохранилась и по сей день. Лагун участвует в бардовских слетах и фестивалях, поддерживает дружбу со многими авторами и исполнителями. Помнит стихи Окуджавы, Кукина, Клячкина, Высоцкого, других авторов.
Первые подводные лодки Лагуна
А в 1971 году флот получил лейтенанта, который по-настоящему хотел служить на лодках. Распределился на Северный флот в 4-ю эскадру подводных лодок в город Полярный. Первый раз в этот город Лагун попал ещё в 1969 году, будучи курсантом. С шестимесячной практикой повезло. Курсанты попали на боевые дизельные подводные лодки «Б-400» и «Б-413», которые ходили на Кубу, в Гвинею, в Средиземное море. Юрий считает, что на этой практике он и выучил всю подводную лодку, выбранная специальность ему нравилась. Флагманский механик бригады, ходивший на этих лодках, высоко оценил старания Лагуна: «Если бы тебе сейчас дать погоны лейтенанта, то ты бы уже сейчас был командиром БЧ5 у своих одноклассников»! Флагмех реально помог курсанту освоить многие тонкости практической работы боевой части пять. Юрию очень нравилась эта подводная лодка, и сейчас он её вспоминает с искренней теплотой.
А вот в 1971 году лейтенант Лагун в отделе кадров Северного флота в городе Североморске узнал, что мест на лодках нет. Две недели предлагали самые разные должности, но только не на лодке. Пожалуйте на надводные корабли, на плавмастерские, на торпедную базу. Но Юрий был непреклонен. Только на лодку. Добился своего и приехал в Полярный. Душа радовалась тому, что учеба и курсантская практика позволили лейтенанту стать высококлассным специалистом-подводником. Первая лодка была «Б-64» под командованием Владимира Александровича Казанского, Окунев был замполитом, Пятой боевой частью командовал Шлайн Валерий Федорович. Служил на этой лодке и Геннадий Сучков, с которым Лагун начинал офицерскую службу. Дружили с ним до самой его смерти. Он часто приезжал в Севастополь, встречались, вспоминали службу. В 1973 году Лагуну присвоили звание старшего лейтенанта. В положенный срок стал капитан-лейтенантом в должности командира БЧ5. Характер у Юрия Николаевича был твердый, это не всем нравилось и дальнейшего роста долго не было. Только в 1986 году после классов он стал помощником флагманского механика. Но вскоре пришел приказ и Лагун перевелся в Севастополь.
В Полярном в моря подводная лодка ходила на 8, на 12, на 14 месяцев. Был случай, когда после 13 месяцев автономки на базе подходит Ларионов Виталий Петрович (адмирал, сейчас в Севастополе живет, дружит с Лагуном) и говорит: «Юра, очень надо. Следующая автономка через 11 дней. На «Б-825» нет командира БЧ5. Нужно идти»! Таким образом ходил в морях 13 месяцев, 11 дней отдыха, и снова в поход на 11 месяцев. Вернулся в Советский Союз, а там много чего изменилось. Лагун даже не знал, что за это время произошла замена водительских удостоверений. В Мурманске останавливает инспектор майор ГАИ: «Два года в стране менялись права, год назад обмен завершился. Вы что, не знали, что нужно поменять удостоверение»? Инспектор очень удивился тому, что эти два года водитель провел под водой. Ну чем не аналог службы подводника с долгим полетом космонавта на околоземной орбите. Права тогда, без административного наказания, быстро поменяли безо всяких проволочек, а с майором завязалась долгая дружба.
Что касается культурной жизни, то у Лагуна всегда под рукой были программы спектаклей ленинградских театров. Офицер отпрашивался у командования и летел на спектакль. Билет на самолет из Мурманска в Ленинград стоил 22 рубля и такую поездку мог себе позволить любой гражданин СССР. После спектакля Лагун пил кофе, ужинал и вовремя возвращался в Полярный. И никогда никаких нареканий за отсутствие или опоздание не получал.
Возвращение на Черное море
В 1986 году Юрий Николаевич перевелся на Черноморский флот. На Черноморском флоте служба складывалась отлично. Хотели в Феодосию направить помощником флагманского механика. Спорить пришлось долго. Лагун настаивал на службе в Севастополе, где могилы предков пятом поколении. Аргумент отсутствия в Севастополе столь высокой должности его не убедил, соглашался на любую должность. Так и попал снова командиром БЧ5 на лодку «Б-41». В общей сложности за годы службы Юрий Николаевич пробыл на лодках 17 с половиной лет. Лодка часто ходила в походы, посещали дружественные страны, иногда экипаж на пару недель возвращали на отдых Севастополь, что бы команда «размагнитилась» на берегу. Отдыхали в Ялте и на базе отдыха подводников на Фиоленте. Восстанавливали здоровье, набирались сил и снова возвращались в море на лодку.
Пришло время, и Лагун был назначен старшим офицером-подводником отдела эксплуатации Технического управления Черноморского флота. Отвечал за все подводные лодки КЧФ, что бы они не горели, не взрывались, не тонули. Что бы личный состав не погибал, не травмировался. Адмиралы приказали, и Лагун исполнял эту непростую должность. Закончил службу в Техническом управлении в 1993 году. Выслужил все сроки и ушел на гражданку. Занимался подводным плаванием, туризмом в горах Крыма. И сейчас продолжает этим заниматься.
Уже впервые годы после увольнения со службы создал частное предприятие ЧП «ЮТЭГ» по переработке морепродуктов, придумал, изобрел и запатентовал технологию переработки моллюска рапаны на мясо свежемороженое. Организовал и оборудовал свой лицензированный цех в Камышовой бухте. Это предприятие было единственным официальным производителем свежемороженого мяса рапаны. Спрос на продукцию был довольно серьезным. Предприятие поставляло мясо рапаны для администрации президента Украины Кучмы. После небольшого перерыва возобновили поставки для Януковича. Магазины, бары, рестораны немного закупали, только ради официального документа от производителя. А основную закупку делали контрафактной, низкого качества и по низким ценам. Конкуренция с незаконным производством аналога такой продукции была непосильной. За руку «левых» поставщиков ловить было некого, а главное – некому! Народ хотел много дешёвого, пусть низкосортного и нелегального, мяса. Предприятие пришлось закрыть, цех ликвидировать.
Без дела Лагун себя не представляет. Тяга к технике сказывается постоянно. Сейчас он работает старшим механиком катера-торпедолова отряда охраны водного района ЧФ. Счастлив, что вернулся на флот, что может выходить на вахту в море. Работа дает, а не забирает, здоровье и хорошее настроение. В свободное время Юрий Николаевич ходит в походы, летом живет и ныряет в Батилимане. Внуки есть и внучки. Недавно (год и два месяца) правнучка родилась. Назвали её Авророй. Прадед занимается её воспитанием с огромным удовольствием. Часто гуляет с ней в районе сквера на улице Тараса Шевченко. Там на раскопках хоры Херсонеса на фундаменте античной усадьбы разбиты клумбы, вымощены дорожки, посажены деревья, установлены скамейки для отдыха. Есть даже небольшая сценическая площадка. Есть положительные сдвиги в благоустройстве города.
На вопрос о санитарном состоянии города Юрий Николаевич ответил воспоминанием из далекого 1951 года. Шли они с бабушкой возле главпочтамта на Большой Морской. Город еще только восстанавливался после войны, камни на улицах уже убрали, и урны уже есть. Бабушка поймала несомую ветром бумажку и положила в урну со словами: «Наш город потому чистый, что мы здесь живем». Потом город в течение десятилетий был одним из самых чистых и ухоженных. И это признавали все. Сегодня перед гостями города Лагуну стыдно, будто это он намусорил. Увы, в этом направлении предстоит сделать ещё очень много. И в лесах Севастополя много мусора. Прогулки выходного дня омрачаются встречами с многочисленными свалками. Коренные севастопольцы и их дети не позволяют себе мусорить. Они все делают, чтобы сохранить чистоту. Юрий Николаевич говорит: «Обидно до слез, когда видишь, как растут горы мусора на улицах и во дворах, как терриконы строительных отходов появляются, где ни попадя».
Дед Лагуна в годы Великой отечественной войны был парторгом группы партизанского отряда. Погиб Иван Сурай 1 декабря 1941 года в урочище Чайный домик на склоне горы Ай-Петри. Приспешники фашистов из местного населения провели немецких и румынских карателей горными тропами к месту базирования партизан. Дед был в группе, прикрывающей отход основных сил отряда. Тогда погиб 31 партизан. На их могиле стоит памятник. Только недавно Юрий Лагун выполнил наказ бабушки побывать на могиле деда. Теперь каждый год поднимается от Большого каньона Крыма мимо водопада Серебряные Струи к Чайному домику, приносит кисти, краску, растворитель. Вместе с егерем приводит в порядок партизанскую могилу.
Каждую тропинку в окрестностях Севастополя Лагун любит по--своему, назвать самую любимую не может. Но готов каждый день возвращаться в Батилиман, где для него своеобразное место силы. Здесь он заряжается энергией.
Большой удачей всей своей жизни Лагун считает встречи с замечательными людьми. Повезло с учителями в школе, с преподавателями в Училище, с сослуживцами на лодках, с коллегами на торпедолове. И в горах он ходит с замечательными людьми, которые влюблены в свой Крым. И с автором этих строк Юрий дважды ходил к Чайному домику на могилу деда. Вот только еще неизвестно, кому больше повезло. Лагуну нравятся его спутники, а спутники заряжаются от Юрия оптимизмом и жизнелюбием.
По роду своей нынешней работе на катере ОВРа Юрий Николаевич встречается с подводниками Черноморского флота. Преемственность поколений в действии. Он частенько им рассказывает о своей службе на подводных лодках в Атлантике, в Средиземном море, на Севере, интересуется их службой на современных кораблях. И он уверен, что новое поколение подводников прошло достойное обучение, уверенно применяют свои знания.
Справка 1.
Герои Карибского кризиса
Подводная лодка Б-36 проекта 641 (по классификации НАТО - «Фокстрот») была заложена в апреле 1958 года в Ленинграде, в августе 1959 года спущена на воду, а в сентябре переведена внутренними водными путями в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. Автономность корабля 90 суток. Экипаж 83 человека, надводная скорость 16 узлов, рабочая глубина погружения 280 метров, водоизмещение 2475 тонн. Лодка имела 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм, могла нести 22 торпеды или 32 мины.
Осенью 1962 года четыре подводных лодки 69-й бригады «Б-4», «Б-59», «Б-130», «Б-36» приняли участие в операции «Анадырь» во время Карибского кризиса. При выходе из базы 1 октября на борту всех лодок были торпеды с ядерными боеголовками. В Норвежском море во время шторма лодка получила повреждения, и глубина её погружения ограничилась 70 метрами. Случай воспаления аппендицита заставил лодку 20 октября сбавить ход для проведения медицинской операции члену экипажа. Что бы наверстать упущенное время лодка вплыла и шла максимальным ходом. Противолодочная оборона ВМС США преследовала лодку. После разрядки батарей пришлось всплыть для вентиляции отсеков, зарядки батарей и ремонта крышки ВИПС. Всё это происходило в непосредственной близости эсминца «Чарльз Б. Сесил». После завершения зарядки командир лодки капитан 3 ранга А.Ф. Дубивко произвел срочное погружение на 200 метров, поднырнул под американский эсминец, оторвался от преследования. Лодка продолжила несение службы на заданной позиции. К 7 ноября вышли из строя два дизеля, лодка с одним исправным двигателем была обнаружена и сопровождалась вертолетоносцем «Тетис Бей». После возвращения в Советский Союз лодка в 1965 году прошла заводской ремонт в Ленинграде. С марта по октябрь 1967 года выполнила экспериментальный поход «Прилив» с ремонтом и сменой экипажа в районе экватора. В 1981 году лодка переведена из Белого моря в Азовское. С 10 ноября 1984 года числилась в составе 153-й бригады 14-й дивизии ПЛ КЧФ. В августе 1993 года выведена из состава ВМФ, на базе СРЗ-13 была донором при ремонте лодки «Б-435», в 1994 лодка была порезана на металлолом в Инкермане. Носила бортовые номера 911 (с 1962 года) и 577 (с мая 1990).
Справка 2.
История лодки «Б-21», она же – «Б-821», она же – «Брянский комсомолец»
В конце ноября 1994 года в Ленинграде на заводе «Судомех» заложили очередную большую океанскую дизельную подводную лодку 613-го проекта. Она была построена в 1965 году и в ноябре года включена в строй ДКБФ с тактическим номером «Б-21». В мае 1966 года перешла из Лиепаи вокруг Скандинавии в Полярный. Базировалась в Екатерининской гавани в составе 69-й бригады 4-й эскадры ПЛ КСФ. В 1967 году участвовала в дальнем походе совместно с «Б-36», плавбазой атомных лодок «Тобол», плавмастерской «ПМ-93», экспедиционно-океанографическое судно «Полюс», танкерами «Лена», «Шексна» и «Койда», ПЛАРК «К-128» проекта 675. Экваториальной экспедицией особого назначения «Прилив» руководил адмирал Лев Владимирский (командующий ЧФ в 1943 и 1944 годах, заместитель ГК ВМФ). Цель экспедиции – проверка возможности длительной боеготовности подводных лодок в режиме мобильного маневренного базирования вдали от берега. Подводные лодки выполняли походы на боевую службу в заданный район, восстанавливали боеспособность у борта плавучих баз, производили смену экипажей. Такие задачи решались впервые.
В 1970 году лодке «Б-21» присвоен новый тактический номер «Б-821». С 1973 году приступила к боевой службе в Средиземном море. В ноябре 1985 года лодка из Екатерининской гавани перешла через Баренцево, Норвежское, Северное, Балтийское моря в Лиепаю. В 1986 году лодка под командованием капитана 2 ранга В.Ф. Зенюка несла боевую службу в Северном море. В 1989 году получила почетное наименование «Брянский комсомолец» (наименование упразднено в 1992 году). Под командованием капитана 2 ранга К.Ю. Сырочева лодка в 1991 году выполняла задачи боевой службы в южной части Балтийского моря. Известен случай, когда лодка, принимавшая участие в параде на Неве. Из-за ошибки пьяного капитана буксира была развернута под Кировским мостом поперек фарватера, но повреждений не получила. Ночная навигация была сорвана. В 1994 году лодка совершила переход из Лиепаи в Кронштадт. В 1995 году лодка выведена из состава ВМФ для демонтажа. Но на этом история лодки не закончилась, ей повезло куда больше, чем её сестрам. На иголки её не порезали. В 1995 году «Б-821» была продана бельгийской компании «Maritime Theme Park» для передачи Национальному музею моря. Лодка прошла докование и конвертовку в плавдоке Канонерского завода, отбуксирована в Рыбную гавань города Зеебрюге в качестве экспоната Музея. Так и по сей день эта лодка служит людям, но уже в иной реинкарнации.
Глава из книги Владимира Илларионова "Звезды в перископах"