Найти тему
Самарская Газета

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3

Зачастую темы, которые поднимаются в «Исторических версиях», настолько обширны, что приходится возвращаться к ним вновь. Рассказывая о семье адвоката Леонида Ященко, мы уже затрагивали судьбу породнившихся с ним Дунаевых — людей богатых, известных и уважаемых в Самаре.

Эти купцы много сделали для нашего города. Всем известен пивзавод Альфреда фон Вакано, а ведь Дунаевы еще до приезда австрийца организовали в Самаре производство пенного напитка. Те, кто посещал старое здание городской администрации на углу улиц Куйбышева и Льва Толстого, наверняка восхищались его роскошными интерьерами и богатой лепниной. Не всякий знает, что этот особняк построили также Дунаевы. А когда возводили музей архитектуры и строительства на улице Арцыбушевской, рука современных зодчих не поднялась снести крепкий кирпичный дом в псевдорусском стиле. Его вписали в современный ансамбль. Сейчас здесь расположен ЗАГС Самарского и Ленинского районов. И этот дом тоже бывшее владение Дунаевых. Какими людьми были купцы, кто их предки, об этом рассказала давний друг и читатель «СГ» Мария Ященко.

Жизнь бонвивана

Как же случилось, что нажитое рачительным хозяином, купцом Николаем Федоровичем Дунаевым, пошло прахом? Все указывает на неудачное руководство наследством со стороны старшего сына, Александра. Он родился 23 января 1874 года. Был женат на Ольге Константиновне Вадецкой. В 1898 году у супругов родился сын Николай. Вскоре после этого они расстались. Можно только предполагать, что причиной тому стал ветреный характер мужчины.

Кроме оставленных отцом предприятий в Самаре Александр владел имением Рычковское в Бугурусланском уезде. Наталия Попова, потомок его сестры Надежды, сообщает: оно было куплено у семьи потомственного дворянина Рычкова. Тот владел 1975 десятинами земли при деревне Савруше и сельце Андреевке. Кроме усадебных построек на территории находился винокуренный завод. Здания предприятия были деревянные. При новом хозяине на рубеже XIX-XX веков их перестроили в камне. В стилистике промышленной архитектуры из красного кирпича возвели главное здание завода, дом управляющего и два склада под зерно.

Однако Александра мало интересовали дела в своем селении. Большую часть времени он проводил на балах, охоте и в кабаках. Имение его стало разрушаться. Частые кутежи, карты требовали больших расходов. Во время одной игры он потерял свое имение. Рычковское купили два помещика — Фадеев и Дохлов.

По словам Наталии Поповой, постройки бывшей усадьбы (барский дом, здания винокуренного завода, подсобные сооружения) сохранились до наших дней, но пребывают в бесхозном состоянии. Также на территории рычковского парка и сегодня можно увидеть лесокультурные насаждения XIX века. В перечне выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области усадьба имеет номер 269.

-2

Крах предприятия

Стараниями Николая Федоровича Дунаева в Самаре действовали два пивоваренных завода. Один был основан в 1847 году на углу улиц Москательной (Льва Толстого) и Дворянской (Куйбышева). Другой — в 1867-м, на Ильинской площади. Краеведы говорят, что нет точных данных, построил ли их купец сам либо купил у кого-то готовыми. Так или иначе, к 1887 году они точно принадлежали Дунаеву.

А в 1881-м у него появился солидный соперник — Альфред фон Вакано, который ввел в строй собственный большой, оборудованный по последнему слову техники завод по производству пенного напитка. По мнению краеведов Олега Струкова и Павла Попова, именно из-за упадка пивоваренного бизнеса Дунаев взялся за производство водки и артезианской воды, которую добывал из собственной скважины. В результате к концу XIX века у Николая Федоровича остался один пивоваренный завод. Зато реклама того времени предлагает не только пиво, но и портер, мёд производства Дунаева.

-3

Краеведы пытались выяснить, где находился этот завод. В 1900 году контора значилась на углу Москательной и Дворянской (современных Льва Толстого и Куйбышева). Однако позже адрес заводоуправления меняется на «за городом», или «Ветряные мельницы». А в 1910 году он звучит так: «г. Самара, ст. Самара, 4 ч. шосс.».

К тому времени производство возглавлял И.Т. Бычков, пива черного и светлого выпускалось 65 тысяч ведер на 77 025 рублей при 35 работниках. Владельцем числился уже не Николай Федорович, а Александр Николаевич Дунаев. Историки приходят к выводу: вероятно, наследник не смог в достаточной мере поддержать деятельность предприятия, так как вскоре по тому же адресу — «Ветряные мельницы» — вместо завода Дунаева действовало уже Товарищество Самарского пивоваренного завода.

-4
-5

Наталия Попова рассказывает: младший брат Александра Николай, живший и работавший в Москве, приезжал в Самару, чтобы помочь брату поправить дела, и вносил собственные деньги на нужды предприятия. К тому же бизнес старался поддержать партнер Михаил Попов. С его семьей Дунаевы породнились через дочь Надежду, вышедшую замуж за Николая Ивановича Попова.

Товарищество Самарского пивоваренного завода числилось по вышеуказанному адресу до начала 1914 года. Однако уже в январе в новостях можно было прочитать, что «в Самаре только что основанное 2 года назад Товарищество Самарского пивоваренного завода, бывш. А.Н. Дунаева, 28 ноября прошлого года прекратило платежи; дела давно уже были в затруднении; сейчас завод арендовало Товарищество Жигулевского пивзавода, но в ход пускать его не будет».

-6

Во второй половине XIX века Николай Федорович Дунаев активно занимался благотворительностью, жертвуя на нужды раненых и больных воинов в ходе Балканской войны. Он участвовал в работе правления Самарского отделения общества Красного Креста, вносил пожертвования для Иверского монастыря и храмов. Вместе с отцом Иоанном Кронштадским и другими видными общественными деятелями участвовал в возведении тюремной церкви в городе Солигаличе Костромской губернии, где городским главой был его дед.

На заводе Николая Дунаева, расположенном на углу Москательной и Дворянской, работало 12 человек. Там ежегодно производилось 20 тысяч ведер пива на 22 000 рублей. На втором заводе, в районе Ильинской площади, трудилось 10 человек и выпускалось 10 тысяч ведер пива на 12 000 рублей. Для тогдашней Самары это был солидный разма.