Аэродромное расположение территории.
Основными объектами авиатранспортной инфраструктуры являются аэропорты и аэродромы гражданской авиации.
Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Земельный участок аэропорта включает участки для аэродрома, обособленных сооружений, необходимых для управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистных сооружений, и служебно-техническую территорию.
Аэродром — главное сооружение аэропорта. Аэродром должен быть пригодным к эксплуатации определенных типов воздушных судов, что удостоверяется Свидетельством о государственной регистрации.
Служебно-техническая территория (СТТ) предназначена для размещения на ней зданий и сооружений, необходимых для обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, технического обслуживания воздушных судов, объектов авиатопливообеспечения, контроля за воздушным движением, поисковых и аварийно-спасательных служб.
Классификация аэропортов гражданской авиации.
Существуют аэропорты с различной пропускной способностью, различными размерами и пассажиропотоками.
Пропускная способность — это максимально возможное число взлетно-посадочных операций, пассажиров или грузов, проходящих через аэропорт в единицу времени.
В зависимости от годового объема пассажиров различают следующие классы аэропортов:
- 1-й класс – 7–10 млн чел.;
- 2-й класс – 4–7 млн чел.;
- 3-й класс – 2–4 млн чел.;
- 4-й класс – 0,5–2 млн чел.;
- 5-й класс – 0,1–0,5 млн чел.
Составные элементы аэродрома.
Главной частью аэродрома является летное поле, на котором расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перрон и площадки специального назначения.
Летное поле – часть аэродрома, включающая в себя одну или несколько взлетно-посадочных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.
Летная полоса (ЛП) – часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и концевые полосы торможения (если они предусмотрены). Летая полоса предназначена для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы ВПП, и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета и посадки. Летная полоса служит для взлета и посадки воздушных судов, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях и представляет собой в плане прямоугольник. На некоторых летных полосах осуществляется безопасный взлет и посадка ВС в одном направлении с возможностью ухода на второй круг.
Взлетно-посадочная полоса (ВПП) – основная часть летной полосы аэродрома, предназначенная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушного судна. Она может быть грунтовой (ГВПП) или иметь искусственное покрытие (ИВПП). Ширина ВПП должна быть по всей длине постоянной и не менее размеров, представленных ниже:
- класс А – 60м;
- класс Б – 45 м;
- класс В – 42 м;
- класс Г – 35 м;
- класс Д – 28 м;
- класс Е – 21 м.
Концевые полосы торможения (КПТ) примыкают к концам ВПП и обеспечивают безопасность взлета и посадки воздушных судов, боковые полосы безопасности располагаются по обе стороны ВПП и обеспечивают безопасность воздушных судов при возможных выкатываниях за пределы ВПП при взлете и посадке.
Боковая полоса безопасности (БПБ) – специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к боковой границе ВПП и предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке ВС.
Рулежные дорожки (РД) – специально подготовленные пути для руления буксировки воздушных судов, соединяющие между собой отдельные элементы аэродрома.
Перрон – места стоянки самолетов, площадки специального назначения. Перроны используются для:
- подготовки ВС к полету;
- стоянки ВС с целью посадки, высадки пассажиров;
- выгрузки, загрузки багажа, груза, почты;
- оперативного технического обслуживания ВС;
- подготовки хранения ВС на аэродроме.
Кроме перрона, в аэропорту предусматриваются места стоянок, предназначенные для хранения и технического обслуживания самолетов, приписанных к данному аэропорту.
На местах стоянок производится послеполетное и предполетное техническое обслуживание самолетов. Послеполетное техническое обслуживание выполняется при возвращении самолета на базовый аэродром после завершения рейса и при оставлении самолета на ночную стоянку.
Маркировка аэродромов и препятствий.
Дневная маркировка и оборудование маркировочными знаками обязательны для всех аэродромов и вертодромов. Дневную маркировку и светоограждение зданий и сооружений осуществляют владельцы этих зданий и сооружений. Схемы дневной маркировки аэродромов и оборудование маркировочными знаками утверждаются авиапредприятием с учетом конкретных условий эксплуатации аэродрома.
Дневная маркировка аэродромов с искусственным покрытием. На ИВПП маркировочными знаками обозначают: продольную ось ИВПП, порог, цифровой знак посадочного магнитного путевого угла (ПМПУ), зону приземления, фиксированное расстояние и край. Схемы маркировки ИВПП приведены на рис. 2.
На рулежные дорожки аэродромов наносят маркировочные знаки осевой линии, места ожидания ВС у ВПП (для РД, примыкающих к ВПП), края РД, участков сопряжения РД и ИВПП, промежуточного места ожидания у пересечения РД (рис. 4).
Аэродромные знаки, содержащие обязательные для исполнения инструкции, предусматриваются для обозначения места, дальше которого не разрешается движение рулящего воздушного судна или транспортного средства, если нет иного указания от диспетчерского пункта. Знаки, содержащие обязательные для исполнения инструкции, включают знаки: обозначения ВПП, места ожидания I, II, III категории, места ожидания у ВПП и знаки «Въезд запрещен».
Указательные знаки устанавливаются в случае, когда имеется необходимость указать знаком местоположение или предоставить информацию о маршруте движения (направлении или месте назначения). Указательные знаки включают знаки местоположения, направления движения, схода с ВПП, знак взлета с места пересечения, места назначения, а также знаки РД и знаки МС, применяемые для грунтовых РД и МС. До реконструкции соответствующего оборудования на аэродромах могут использоваться знаки дополнительной информации (белые символы на синем фоне) и знаки обозначения РД.
Пропускная способность ВПП.
Класс ВПП определяется длиной ВПП. В зависимости от минимальной длины взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием (ИВПП) аэродромы делятся на 6 классов:
- класс А – 3200 м;
- класс Б – 2600 м;
- класс В – 1800 м;
- класс Г – 1300 м;
- класс Д – 1000 м;
- класс Е – 500 м.
Пропускная способность измеряется числом взлетов и посадок ВС или числом пассажиров в единицу времени (год, сутки, час). Следует различать понятия пропускной способности и интенсивности движения.
Пропускная способность какого-либо элемента аэропорта – величина постоянная, определяемая расчетом.
Интенсивность движения – величина не постоянная, она может изменять свое значение в течение времени (в течение суток, периодов года, ряда лет). Эта величина может прогнозироваться и планироваться.
Пропускная способность взлетно-посадочных полос является одной из важнейших эксплуатационных характеристик аэродрома. Зная пропускную способность ВПП, можно реально планировать объем перевозок в аэропорту, что позволит повысить рентабельность его работы как авиатранспортного предприятия. Этой характеристикой определяется требуемая пропускная способность всех сооружений служебно-технической территории аэропорта.