Найти тему
Известия Мордовии

Психолог Лариса Суркова рассказала о зависимости детей от гаджетов

Кандидат психологических наук, автор книг и блогер с миллионной аудиторией Лариса Суркова стала гостьей шоу «ОК на связи!» в социальной сети Одноклассники. В интервью она рассказала, в частности, про зависимость детей от гаджетов.

— Психиатры из моей команды рассказывают, что для них каждый раз это шок — когда к ним приводят ребенка с зависимостью от гаджета, его даже приводят с телефоном, — поделилась Лариса Суркова. — Ему 6 лет. Для того, чтобы он просто зашел в кабинет к врачу, у него должен быть телефон. Он от него не отрывается. Как только у него пытаются отобрать телефон, он кричит.

Как только его пытаются выключить, он кричит. Причем, не просто кричит, это истерика, это самобичевание, это битье головой об стену, они себя царапают. Это ранее проявление тяжелейших форм зависимости от гаджета. Им гаджет становится в какой-то момент роднее взрослого человека, который рядом с ним. Он для них более информативен. Они получают там положительную подпитку, потому что, если это игра, ты выиграл — «Класс, я молодец». Или они получают там общение и друга, если это какой-то мультик.

Родители же — они все время пытаются прикрывать. Они говорят: «Вы знаете, у меня сын может в телефоне пазл собрать из тысячи частей». Говоришь: «Классно, давайте». Кладешь перед ним простой, не в телефоне пазл из десяти частей, он ничего с ним не сделает. Потому что все, здесь работает клиповое мышление. Совершенно другой способ восприятия информации. А когда нужно оторваться, потрогать руками, когда параллельно тебе не идет никакая озвучка, не сыпятся хлопочки, цветочки и так далее, оказывается, что, извините, у него моторика вообще близка к нулю. Это открытие обычно происходит, когда родители приводят ребенка на обязательную психологическую оценку перед школой. К счастью, это обязали делать. Это делается в государственных поликлиниках. Все, что ребенок может, он может только в телефоне. А в реальной жизни — ничего.

Он прыгнуть не может. Ему говорят: «Малыш (а ему уже 6 лет), подпрыгни на двух ногах». Как подпрыгнуть? А на одной — как это? А мяч поймать одной рукой — в смысле? То есть крупная моторика вообще у ребенка не работает. А значит, не будет ничего дальше: никакого письма, никакого восприятия информации, никакого сидения по 40 минут. Как ему высидеть-то — он не может сидеть, он не умеет этого делать, он не умеет своим телом управлять.

И вот здесь у родителей падают шоры с глаз. И они понимают, что 6 лет жизни были какие-то непонятки. Дальше смешной момент происходит. Ребенка приводят и говорят: «Полечите — я пока пойду кофе попью». И когда психолог говорит: «Так, подождите, так не будет». Потому что надо менять всю среду вокруг ребенка. Потому что он привык, что ему дают телефон, что мама с папой — в телефоне, все проводят теплый и приятный семейный вечер, не видя друг друга. И если мы хотим полечить ребенка, но мама с папой не собираются ничего менять в своей жизни — чуда не произойдет.

Придется менять сценарий развития жизни семьи. Перечеркнуть все эти 6 лет, которые были до этого. Положить всем телефончики в сторонку. Начать с ребеночком говорить, бегать, прыгать, гулять, играть в настольные игры. Если вы хотите, чтобы в школе что-то получалось — даже дело не в школе — если вы хотите вообще здорового психически и психологически ребенка.