Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Дети – гениальные филологи». Ко дню рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969).

Оглавление

Корней Чуковский по данным Российской книжной палаты почти каждый год попадает в пятерку самых издаваемых в России авторов детской литературы, а уж о выходе его книг в СССР и говорить не приходится – все они печатались миллионными тиражами и никогда не застаивались на полках книжных магазинов и библиотек.

Детская словесность, которая так прославила писателя, стала занимать Чуковского, когда у него самого уже появились дети, и он начал сочинять для них занимательные истории. Младшая Маша-Мурочка, «всепонимающий друг», его маленькая муза, прожившая на свете всего одиннадцать лет, стала героиней его  сказок «Закаляка», «Чудо-дерево». Написанные в 20-х годах сказки «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе» и «Телефон» пользовались колоссальным успехом и популярностью, выдержали множество изданий. 

«Мне и в голову тогда не приходило, что когда-нибудь эти сказки будут печататься миллионами экземпляров и выдержат многие десятки изданий. И что я доживу до поры, когда те дети, для которых эти сказки написаны, превратятся в седых стариков и будут читать их своим внукам и правнукам», - вспоминал впоследствии удивительный сказочник.

Идея создания книги «От двух до пяти» родилась у писателя совершенно случайно: Корней Иванович отдыхал в Сестрорецке под Ленинградом, восстанавливая силы после тяжелой болезни. Лето, пляж, на котором полным-полно малышей, неумолчные звонкие голоса и смех. Слушать разговоры детей оказалось очень интересно, и писатель с головой «ушел в детвору», собирая и систематизируя «лепые нелепицы» малышей – их формирующуюся речь.

-2

Материал множился и разрастался на глазах, блокнотики и тетрадки занимали все больше и больше места в ящиках письменного стола – нужна была систематизация и компоновка текста, который обязательно вызовет интерес у читателей, в этом  Чуковский нисколько не сомневался. 

«Если бы я обнародовал весь имеющийся у меня материал, получилось бы по крайней мере десять-двенадцать томов».

К подготовке издания в печать Корней Иванович отнёсся со всей серьезностью: прежде всего, обозначил границы возраста, беря в расчет словесное творчество детишек исключительно от двух до пяти лет. Только в этот вроде бы совсем краткий промежуток времени почти каждый ребёнок становится «гениальным лингвистом», на ходу изобретая новые слова и фразы, метко отражающие неизведанный мир вокруг. Затем этот яркий мир собственных образов потихоньку начинает тускнеть, а природная языковая одарённость уступает место принятию основных элементов речи, когда необходимость придумывать что-то самому постепенно сходит на нет.  

-3

Дочь писателя Лидия Чуковская рассказывала, что отец постоянно читал детям стихи, поскольку чувствовал, что «такого обострённого чувства ритма, как в детстве, у взрослых не будет уже никогда». Дети и стихосложению вовсе не чужды, рифмованные строчки летят с языка экспромтом, и Чуковский посвятил детям-поэтам целую главу в своей книге, где привел множество примеров ребяческого творчества: «Проводы. Я иду по камушку, Провожаю мамушку». «Стыдливый медвежонок. В углу стоит мишка, Улыбается на книжку. Ему стыдно сказать, Что не умеет он читать».

-4

«Я не лингвист, не учёный», – скромничал Чуковский. По образованию – да, лингвистом не являлся, но законы русского языка понимал как никто другой, и всегда пытался донести до читателей что «своеобразным и выразительным должен быть слог не только художественного произведения, но и научной статьи, школьного сочинения, обычной беседы».

В 1928 году выходит книга «Маленькие дети», которую сегодня мы знаем под названием «От двух до пяти» – только при жизни автора напечатано более двадцати  изданий, с постоянными доработками и дополнениями. На свете нет ничего более динамично меняющегося, чем речь ребенка, и Корней Иванович с удовольствием погружался в этот бурный  временно́й поток, улавливая и доставая на поверхность все новые и новые формы детского словотворчества.

-5

После того, как первый тираж «Маленьких детей» был успешно распродан, писатель обратился к читателям с просьбой о совместном продолжении проекта. Родители, воспитатели и учителя всего Советского Союза откликнулись на просьбу с беспримерным энтузиазмом: четыре десятка лет по указанному писателем адресу почтальоны ежедневно носили огромные мешки с бесценной корреспонденцией.  

«Неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов детства».

Ребенок -  «величайший умственный труженик», и он всегда постарается придать словам важный для понимания смысл: не лопатка, а копатка (копает песок), не молоток, а колоток (им же колотят!), вентилятор превращается в  вертилятор (потому что вертится).  «Ой, я уже намакаронился» (наелся макаронов) – ведь главное, что всем всё понятно, разве мальчик нарушил законы русского языка? 

-6

В детской речи Чуковский обнаружил и «драгоценную тягу к установлению связи между отдельными фактами, которая является движущей силой всех созданных человеком наук». Трехлетняя Танюша видит морщинки на лбу у отца и выносит вердикт:  «Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки». Другая малышка просит маму спеть ей «баюльную песню», потому что мама «баюкает», а слово «колыбельная» девочке вообще непонятно – какие колыбели в XX веке?

Девочка четырех лет услышала песню от взрослой соседки: «Хоть ты сватай, хоть не сватай, Все равно тебя люблю». На следующий день транслирует своей кукле версию: «Хоть ты с ватой, хоть без ваты, все равно тебя люблю». Мать, причесывая свою четырехлетнюю дочку, нечаянно больно дергает расческой волосы  и, извиняясь, приговаривает: «Терпи, казак, атаманом будешь!» Вечером девочка, играя с куклой, причесывает ее с очень похожим комментарием: «Терпи, коза, а то мамой будешь!»

-7

Через два года очередной (и очень ожидаемый читателями) тираж «От двух до пяти» задержали по указанию руководителя Главного управления по делам литературы Бориса Волина, который узнал, что автор включил в книгу отрывки из ранее запрещённой поэмы «Крокодила». Сказка Корнея Ивановича «Крокодил» находилась в то время в жесткой опале, партийные критики и редакторы придумали и разнесли в печати термин — «чуковщина», а Надежда Крупская и вообще высказалась очень категорично: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо». 

«Я написал двенадцать книг, и никто на них не обратил никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем. Боюсь, что на моем памятнике, когда я умру, будет начертано «Автор „Крокодила“», – сокрушался Чуковский. 

Новаторскую поэму попытались спасти: за «Крокодила» вступились известные писатели Михаил Зощенко, Алексей Толстой, Самуил Маршак и Константин Федин – литераторы подписали письмо в Государственный ученый совет о ее «реабилитации».  К сожалению, протест не сработал: «Крокодила» запретили на долгие четверть века – его начали печатать только в середине пятидесятых, а его защитников обозначили неблагонадежной «группой Чуковского».

Поэтому книга «От двух до пяти», находясь на хвосте несчастного «Крокодила», оказалась с  1939 по 1955-й под негласным запретом и не выходила наравне с этой эпичной поэмой.

-8

Никто до Чуковского не разговаривал с родителями о детях так искренне и  серьезно, без идеологической и политической подоплеки и менторских поучений – это неустаревающая книга о детской душе, и читать ее с удовольствием будут родители всех поколений. Вот такая история.

Детские шедевры из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти».

А восьминог из икры вылупляется или он молокососный?

Лялечку побрызгали духами: - Я вся такая пахлая, я вся такая духлая. И вертится у зеркала. - Я, мамочка, красавлюсь!

Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку: - Ты хотела бы быть моей дочкой? Она ответила ему величаво: - Я мамина и больше никовойная.­

- Почему ручей? Надо бы журчей, ведь он не ручит, а журчит.

-  Почему ты говоришь ногти? Ногти у нас на ногах, а которые на руках, — это рукти.

- Почему близорукий? Надо близоглазый!

- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы — и сейчас же за книгу. А мама — барыня какая! — сразу стирать начала.

Девочке четырёх с половиною лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке». - Вот глупый старик,  — возмутилась она,  - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.

- Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

- Кто красивее — папа или мама? -  Не буду вам отвечать, потому что не хочу обижать маму.

- Папочка, папочка, купи мне барабан! -  Вот еще, мне и так хватает шума! - Купи, папочка, я буду играть на нем, только когда ты будешь спать!

- Ой, дедуля, киска чихнула! - Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье? - А кто мне скажет спасибо?

- Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься. Лена, убегая: - А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?

- Тетенька, вы очень красивая. - Да что же во мне красивого? - Очки и тюбетейка.

В автобусе мальчик четырех лет сидит на руках у отца. Входит женщина. Мальчик, желая быть вежливым, вскакивает с отцовских колен: - Садитесь, пожалуйста!

- Но ведь это не твои стихи, а Лермонтова. - Так ведь Лермонтов умер, мамочка, пусть это будут теперь мои стихи.

-9

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!