Найти тему
Картины рассказывают...

Валентина Диффинэ-Кристи. Художница, жена художника

Её работы совершенно не вписываются в общие тенденции советского реализма. Во времена, когда в нашей стране "правил балом" именно этот жанр, индивидуальный стиль Валентины Диффинэ-Кристи, её работы, выполненные в жанре импрессионизма, казались чем-то инородным.

Но стиль ее картин был неизменным. Однажды выбрав это направление, она всю жизнь следовала ему.

Автопортрет, 1940
Автопортрет, 1940

Родилась Валентина в 1918 году в Москве. Её отец, Михаил Константинович Кристи, в будущем ставший профессором института им. Баумана, учёным в области гусеничных машин, член-корреспондентом Академии артиллерийских наук.

Его же дочь Валентина выбрала путь художника. В 1937 году окончила Московское художественное училище памяти 1905 года. Ее учителями были уже известные в то время художники и педагоги Константин Юон и Николай Крымов.

Солнечный день, 1940
Солнечный день, 1940

В то же время познакомилась с Евгением Диффинэ, тоже студентом. В 1938 году они поженились.

Евгений Диффинэ (в его родословной были французы, отсюда и такая фамилия) был талантливым художником. По мнению многих знавших его творчество, почти гениальный.

Вот одна из работ Евгения Диффинэ

Евгений Диффинэ. Набережная в Гурзуфе, 1939. Частная коллекция
Евгений Диффинэ. Набережная в Гурзуфе, 1939. Частная коллекция

Известный художник С. Герасимов считал, что Евгений Диффинэ является главным продолжателем традиций, рождённых творчеством знаменитого живописца Коровина.

Не удивительно, что влюбленная в талантливого живописца юная Валентина попала под его влияние.

Оба художника следовали многим принципам импрессионистов. Работа с натуры. Широкие мазки. Необычные цветовые решения.

Это был непопулярный выбор. Увы, в Советском Союзе импрессионизм не приветствовался. Валентину Диффинэ-Кристи даже обвиняли в формализме. Страшное "клеймо" для советских художников.

Осень, 1950-е
Осень, 1950-е

Через год после свадьбы у Валентина и Евгения родился сын, которого назвали Константином. Конечно же, в честь их любимого художника.

Счастье было нарушено войной. Семья эвакуировалась в Самарканд. Полуголодное существование подорвало здоровье Евгения, и в 28 лет он скончался от тифа.

Валентина оставалась ему верна всю жизнь. Хотя и прожила 92 года.

После войны Валентина с сыном вернулась обратно в Москву, окончила Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская С. В. Герасимова).

Обнаженная со спины, 1944. Музей русского импрессионизма, Москва
Обнаженная со спины, 1944. Музей русского импрессионизма, Москва

Деревня, 1947. Музей русского импрессионизма, Москва
Деревня, 1947. Музей русского импрессионизма, Москва
Церковь в Абрамцево, 1953. Музей русского импрессионизма, Москва
Церковь в Абрамцево, 1953. Музей русского импрессионизма, Москва

И продолжала писать в своем, однажды выбранном стиле. Хотя часто ей приходилось идти на компромиссы, чтобы иметь возможность работать и просто жить.

Натюрморт с инструментом и хлебом, 1960-е. Екатеринбургский музей ИЗО
Натюрморт с инструментом и хлебом, 1960-е. Екатеринбургский музей ИЗО
Игра на гитаре, 1970-е. Частная коллекция
Игра на гитаре, 1970-е. Частная коллекция

Как и всем в то время, ей приходилось писать Лениниану, гражданскую войну с народным героем Чапаевым, выезжать на колхозные поля, на заводы, создавать портреты передовиков производства. И что самое удивительное эти темы органично вписываются в ее живопись.

Ударник коммунистического труда Маша Феоктистова. 1970-е. Пензенская картинная галерея
Ударник коммунистического труда Маша Феоктистова. 1970-е. Пензенская картинная галерея
Портрет артиста. 1960-е. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Портрет артиста. 1960-е. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

В 1957 году она даже становится членом Московского отделения Союза художников СССР.

Южный натюрморт. 1962. Нижнетагильский художественный музей
Южный натюрморт. 1962. Нижнетагильский художественный музей
Дети, 1959. Оренбургский музей ИЗО
Дети, 1959. Оренбургский музей ИЗО

Работы художницы с годами становится все более выраженным. Воздушная и световая среда все больше поглощает формы.

Объекты на картинах уже еле различимы. Но они есть. Только это уже не их материальные очертания. А скорее их души. Их внутреннее свечение.

Цветной натюрморт, 1984. Частная коллекция
Цветной натюрморт, 1984. Частная коллекция
Кусково, 1973. Калужский музей ИЗО
Кусково, 1973. Калужский музей ИЗО

Её индивидуальный стиль впоследствии искусствоведы назвали "духовным импрессионизмом".

Последние работы Валентины Михайловны были созданы в начале 1990-х годов. Этот период в ее творчестве характеризуют как "белое на белом“: Художница писала фактически только белилами, лишь иногда немного добавляя к ним другие краски.

Весна. Два куста. 1970. Государственный художественный музей Алтайского края.
Весна. Два куста. 1970. Государственный художественный музей Алтайского края.

Умерла Валентина Диффинэ-Кристи в 2010 году. Похоронена на Введенском кладбище.