Найти тему
Наука и фантастика

Лунный поезд - утопия или реальность

Оглавление

Если бы я прочитала эту новость первого апреля, то приняла бы за розыгрыш. Но вроде бы дата обычная, будничная. А новость - фантастическая.

Картинка от Креа
Картинка от Креа

Американская Northrop Grumman создает... концепт лунной железной дороги.
Проект выполняется в рамках программы "10 лет лунной архитектуры" - "10 years Lunar Architecture (LunA-10) Capability Study" от DAPRA. Сокращенно - Луна-10.

Идейная основа - международный договор 1967 года об использовании космического пространства, где в статье IV оговаривается исключительно научное и мирное назначение всех разработок.

Цели данного проекта - сугубо коммерческие.

Пока что проект - на предварительной стадии.

Что предстоит сделать?

  • Нужно просчитать затраты (включая все риски) и найти потенциальные средства для строительства железных дорог на Луне.
  • Предложить технические и дизайнерские решения для будущей системы лунных жд.
  • Разработать конкретные технические решения по строительству "от и до", а также регламент последующей эксплуатации сооружений.
  • определить прототипы, продемонстрировать и проанализировать концептуальный дизайн и архитектуру полностью действующей лунной железнодорожной системы;
  • создать концепции построения и эксплуатации системы с помощью робототехники, включая планирование и подготовку фундамента, размещение и выравнивание рельсов, соединение и обработку, проверку, техническое обслуживание, ремонт и т.д.
Картинка от Креа
Картинка от Креа

Кстати, авторам идеи и руководителям проекта можно написать по адресу LUNA10@darpa.mil и внести свои ценные соображения. Дерзайте!

А зачем козе баян, то есть, Луне - поезд?

Проект - с прицелом на перспективное будущее (да, нормальные люди думают о будущем, а не пытаются воскресить давно протухшее прошлое). Конечно, строить жд прямо сейчас, когда на Луне не только никто не живет, но даже и не катается туда для кратковременных прогулок, нерентабельно.

Однако, если на Луне всё-таки появятся стационарные поселения, промышленные предприятия и космодром (космодромы?) для отправки грузов на Землю и для стартов, скажем, на Марс, то неизбежно встанет вопрос о транспортной инфраструктуре и о способах перевозки тяжестей, которые окажутся неподъемными для более легких транспортных средств даже в условиях малой силы тяготения на Луне.

Картинка от нейросети Dall-E, не моя, взята отсюда: https://newatlas.com/space/northrop-grumman-moon-railway/
Картинка от нейросети Dall-E, не моя, взята отсюда: https://newatlas.com/space/northrop-grumman-moon-railway/

Так что мысль вообще-то здравая и даже своевременная.

Но трудности, очевидно, тоже необычайно велики, и скепсис в отношении этой идеи, думаю, уместен.

"Луна - суровая хозяйка"

Так называется известный роман Роберта Хайнлайна (1965), хотя в нем - не про железную дорогу, а про восстание бесправных жителей Луны, угнетенных жестокими землянами.

Но суровый нрав Луны может помешать и строительству жд, даже при наличии полной социальной гармонии и немеряных средств.

Главная проблема - даже не стоимость всей затеи, а лунная пыль. Хотя в ней нельзя полностью утонуть (как это происходит в романе Артура Кларка "Лунная пыль"), она чрезвычайно агрессивна, прилипчива и обладает жесткими абразивными средствами. Просто смахнуть, сдуть, почистить пылесосом или отстирать (ха, стирка на Луне?) эту пыль невозможно. Она безусловно вредна и людям, и технике.

Другая проблема - ущерб, который жд может нанести самой Луне. При отсутствии атмосферы и биосферы техногенное воздействие на окружающую среду усилится многократно. Это на Земле между рельсами спокойно растут какие-нибудь травки, насыпи покрываются цветочками, и в целом жд может проходить через леса и поля, не сильно влияя на экологию (хотя всё-таки собирать грибы и ягоды у полотна дороги не стоит).

Пути на станции Озёры, где поезда ходят очень редко. Фото моё, 2023.
Пути на станции Озёры, где поезда ходят очень редко. Фото моё, 2023.

А на Луне либо вездесущая пыль проникнет во все щели и покроет собой все сооружения, либо следы от воздействия строительства останутся на теле планеты навсегда - ни ветра, ни дождя, ни травки там не бывает.

Но, с другой стороны, почему не попробовать? Хотя бы прикинуть, возможно ли это технически, сколько будет стоить, во что выльется эксплуатация? Одно дело - нафантазировать поезда на Луне, другое - всё просчитать. Так что инициатива, конечно, в любом случае полезная, даже если результат получится отрицательным.

--

На вымышленной планете Тиатара в моей космоопере "Хранительница" железной дороги пока нет, но, наверное, она появится - возможно, в виде монорельса или чего-то такого, для связи между городами разросшейся обитаемой зоны. Ведь, хотя Тиатара - планета земного типа, с атмосферой, водой и растительностью, - для строительства жд у поселенцев поначалу не было ни сил, ни средств, ни особой необходимости, это отвлекло бы от куда более важных и насущных задач. На теперешнем этапе, думаю, они восполнят пробел и что-нибудь построят. Однако ради этого писать очередной роман я всё-таки не буду.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент выложены семь романов (включая "Двойника") и выкладывается восьмой, "Возвращение Улисса", куда я добавляю свои иллюстрации.

А вообще роман - "Возвращение Улисса" закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.