Ах, как удивительно-волнительны эти последние дни перед стартом. В голове все время крутятся слова из песни к фильму "Отроки во вселенной": "Если что-то я забуду, вряд ли звезды примут нас".
Ну, а как по-другому? Конечно, именно так: за неделю до отъезда от Непальских королевских авиалиний приходит письмо о том, что мой рейс отменен. Еще и рожа такая страшная к этому письму пририсована:)
Покупала в середине февраля рейс из Дели в Катманду и долго выбирала максимально стабильную авиакомпанию, отметая всякие лоу-костеры и короткие пересадки. Кроме того, выбирала только бизнес-класс. Причин несколько:
1. В Индии нет никаких стыковок рейсов из РФ с автоматической перевалкой багажа, нужно обязательно иметь визу, выходить в город, снимать багаж и идти заново на регистрацию. Второй вариант - лететь без багажа (с "ручником"), что не исполнимо в случае с альпинизмом, у меня два чувала по 23 кг и приличный рюкзак с техникой и документами еще на десятку кг - с собой.
2. На паспортный контроль на влёте в Индию будет очередь на час (не забудьте про визу! -делается быстро и электронно, но заранее), если у вас не отдельное окно "приорити бизнес". Тогда 15 минут. Дальше ловим багаж и обнаруживаем, что тележек ноль. Ни за деньги, ни за слёзы - ноль. Я с тремя чувалами и рюкзаком - общим весом под сотню, оказалась одна в таком положении год назад. Рассказ об этом "Как мы улетали на Эверест или "Офицер, скажите, как на родину попасть на 10 минут"... тут
Перетащить волоком между терминалами и этажами пару неподъемных сумок - половина беды. Дальше вы попадаете... не, не в Шанхай, там только полтора миллиарда населения летает, а в Индии нынче населения нынче больше, чем в Китае. Вы попадаете в водоворот бесконечных хвостов бесконечных очередей, тонн грузов и орущих детей. И попробуйте во всем этом зарегистрироваться меньше, чем за 2 часа. Нет шанса. Вернее он один и называется "бизнес-класс". И тут второй плюс: дополнительный багаж 20 кг стоит к перевозке 300 долларов. Напомню, что вылетаем мы с цифрой на двух чувалах 23+23 (за второй доплата "Аэрофлоту" на московском рейсе божеская), а в Индии багаж по эконому только 20. Но, зато на бизнес дают 40 и таким образом цена бизнеса становится ниже, чем эконом+докупленный багаж.
Выход из страны и снова граница, и снова очередь на два часа. Третий плюс "бизнеса" - отдельное окно на выход, которое без помощи местных не найти. Но за 20 баксов любой абориген в желтой жилетке проведет до него и поцелует на прощанье.
Собственно, именно поэтому брала билет "Дели-Катманду" на самую понятную "королевскую непальскую" компанию, имеющую "бизнес" и стыковку 5 часов, но вот ее просто так отменили без объяснения причин.
Ну что, выкручиваемся, ведь я в лучших традициях вылетаю на сутки раньше, чем надо - как раз ВСЕГДА перезакладываюсь на такой форс-мажор с пересадками и прочую беду с багажом. Ведь, "если что-то я забуду, вряд ли горы примут нас".
А забыть придется много важных вещей: при перелёте через Индию не дай вам бог взять с собой спутниковый телефон, квадракоптер или рацию. Шайтан-тюрьма обеспечена. Если в рабочий день и в Дели - то суд через сутки и при наличии поддержки консульства - штраф, конфискация и депортация, а если в выходные и не в столице, то посидите в местном КПЗ недельку, а там и до трех лет тюрьмы.
Никаких продуктов питания. Ввоз валюты на сумму выше 5000 декларируется, вывоз на сумму выше 2000 декларируется с предоставлением бумаг происхождения. Вывоз валюты допускается в количестве, объявленном туристом во въездной декларации.
Персональные компьютеры и ноутбуки надлежит обязательно указать во въездной декларации для последующего вывоза из страны. Ну и для любителей курева, Консульский отдел Посольства напоминает: электронные сигареты запрещены ко ввозу, хранению и использованию на территории Республики Индии. Ввоз таких устройств карается лишением свободы сроком до года и штрафом размером до ста тысяч индийских рупий.
С Непалом чуть попроще. Телефоны и компы можно без декларирования, деньги - все что больше 5.000 нужно записывать.
Кольца-серьги и прочее золотишко я уже давно не беру в поездки. Не беру даже в приличные страны. Нынче столько ограничений к россиянам у европейцев, что проще оставить все дома, нежели потом отбиваться, наступив на грабли.
Оставьте дома "суету городов и потоки машин", спутниковые телефоны и золотые кольца. Путешествие в горы - это прикосновение к совсем другим ценностям, которые потом станут частью вашей души, вашей индивидуальности. Бесконечно тяжелая работа всего организма на высоте, при этом среди фантастически красивой и естественной суровой природы, наполняет вас уверенностью, спокойствием, впечатлениями и знаниями, которые сделают вас состоявшейся личностью.
Расхожая фраза: "Если не можешь изменить ситуацию, то измени свое отношение к ней", - понятна, но практически неосуществима, когда мы внутри проблемы. Уходя в горы мы становимся над ней: там уже все равно какой курс доллара и что происходит в мире. Там, на высоте, ты становишься частью бесконечной вселенной и всё, чем ты действительно занят - это согреться и дышать. Все остальные процессы настолько далеки и не важны, что ты попадаешь в Шамбалу - это превращение в длительных экспедициях и есть богатство для всей оставшейся жизни, которое невозможно растратить.
Шамбала — это мифическое буддийское древнее великое царство. Шамбала — это наше очищенное состояние ума – так говорят тибетские ламы (буддийские учителя). Шамбала — это чистая земля, которую человек организовал в своем уме как восприятие внешнего и внутреннего миров.
В этом и есть волшебство путешествия в далёкие Гималаи. Туда нельзя "сгонять на выходные". Это неспешное шествие по вашему пути (путе-шествие), а не суетливое перемещение в пространстве в поисках хороших фотографий.
Получится ли достичь цели? Не важно. В таком деле движение к цели и есть сама цель. Как сказал Антуан де-Сент Экзюпери: «Я дышал вольным ветром, ветром безбрежных просторов. Кто хоть раз глотнул его, тому не забыть его вкус!»
Для тех, кто не был никогда "с диким ветром наравне" и огульно ставит всем, ходящим в высокие горы диагнозы типа "адреналиновые наркоманы", расскажу, что мастерство приходит с опытом и то, что вам кажется сумасбродным риском, для меня - рутина. Я не лезу под купол цирка: мне страшно даже смотреть на них, а они не ходят в горы - им холодно даже думать о сне на морозе минус 30. Мы разные - и в этом счастье мироздания. В экспедиции всегда собираются разные люди и чудо единения в один рабочий коллектив в максимально сжатые сроки - тоже одно из удовольствий экспедиционной жизни.
Но чтобы вернуться - приходится не раз отступать, а потом снова двигаться вперед, достигая более высокого рубежа разумного риска, собственно, как и в любом виде спорта.
Поэтому я люблю альпинизм - это не только погружение в Шамбалу своего мозга и тела, но и максимальная самоорганизация. Альпинизм - это спорт головы на 50% и спорт погоды на вторые 50%. Нужно помнить, что в горах нет покорителей, а есть уцелевшие. Альпинисты (байкеры, горнолыжники, яхтсмены, парашютисты, дайверы и пр.) бывают или осторожными, или мёртвыми. Мы живем там в максимально агрессивной среде и доля разумного риска - отличная приправа к огромному котлу интересных событий, которые ожидают вас в Гималайских горах.
Итак, если я преодолею все засады с перелетами, то каков план? Предположу, что многие из вас прочитав выше про Шамбалу, поняли, что я отправляюсь искать вход в неё. И это Канченджанга.
Николай Рерих: «На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджунги и сказал: "Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священного места. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там"». «За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака Огня».
Про Канчу известно совсем мало, за всю ее историю на неё сходили около 500 человек, и это на фоне 12 тысяч заходов на Эверест.
Отдельно совсем неприятно читать, что Канча мстит женщинам и процент с неё не вернувшихся поболе 20.
Ну, что - пойду, посмотрю. Возможно, до верху.
Спутниковый телефон возьму в прокат в Непале, а вот с интернетом в том регионе будет проблема, вернее когда его нет, то и проблемы нет:) Но еще неделя до отъезда и попробую рассказать всё, что найду про этот маршрут.
А для тех, кто хочет почитать про мои приключения на Эвересте, в Антарктиде и понять, что кроме красивых рассказов про Шамбалу случается с людьми, идущими добровольно и широкими шагами в стратосферу, можно по очень приятной цене купить книгу об этом тут:
Итог: от меня по мере возможности рассказы про абсолютно неизведанный нашими альпинистами регион, а от вас поддержка парой добрых слов. Без них будет тяжело, ведь еду я туда одна - без привычно организованной Абрамовым команды "Семи вершин".
Еще неделя суеты и перехожу в любимое состояние: "Дороги трудны, но хуже без дорог".