Подход к проектированию и строительству мостов менялся на протяжении многих лет с учетом достижения в области методов структурного анализа и разработок материалов. Реалии современного автомобильного и железнодорожного транспорта, особенно в городских районах, часто требуют наличие материалов повышенной прочности, для уменьшения веса элементов и увеличения длины пролетов. Современная практика проектирования также направлена на снижение удельного веса сооружения, особенно выгодными в этом плане могут быть стальные и сталежелезобетонные мосты различных компоновок. Также к увеличению пролетов приводит и развитие технологий монтажа, в данном случае имеется ввиду повышение грузоподъемности кранов, увеличение мощности домкратов для надвижки, при прочих равных условиях. С другой стороны, к усложнению конструкции мостовых сооружений приводит усложнение геометрии городских мостов в плане. Строятся многоуровневые развязки, зачастую требующие расположения оси пролетного строения на кривой. При проведении расчетных проверок для стальных элементов устойчивость может являться одним из ключевых факторов, т.е. узел или элемент в текущем виде может проходить проверки по прочности и выносливости, но требовать усиления, для обеспечения выносливости. Особенно актуально это для стальных балок с ортотропными плитами и металлоконструкций сталежелезобетонных мостов.
Общая теория устойчивости конструкций рассматривается во многих стандартных учебниках по строительной механике и анализу, а также по проектированию. Работы по классической теории устойчивости включают теорию упругой устойчивости Тимошенко и Гира и "Прочность металлических конструкций на изгиб" Блейха, которая больше не печатается.
Зиемяна, касаются не только теоретических аспектов устойчивости, но и разработки используемых в настоящее время расчетных уравнений. Различные технические статьи, посвященные стабильности элементов и систем, также были опубликованы в журналах Американского института стальных конструкций (AISC), Американского общества инженеров Инженеры-строители (ASCE) Проектирование конструкций, мостостроение и строительные Журналы по проектированию и строительству, Американский институт бетона (ACI), Институт сборного предварительно напряженного бетона (PCI) и другие. Следует отметить, что для многих мостовых конструкций наиболее критические условия в плане обеспечения устойчивости отдельных элементов или узлов возникают во время строительства. Особенно актуально это для сталежелезобетонных пролетных строений, в момент, когда железобетонная плита ещё не включена в работу.
В современной практике проектирования в рамках одного объекта количество элементов, требующих проверки по устойчивости возрастает, при этом усложнение конструктива также влечет за собой более сложный анализ напряженно деформированного состояния, что повышает объем работы по проведению различных расчетных проверок