Сейчас уже трудно сказать что послужило поводом к созданию этой машины. Может быть увлечение Н.С. Хрущева всем что связано с ракетостроением, а может быть и понимание того что танки теперь сами нуждаются в защите на поле боя. Версий много, но факт остается фактом: в 1968 году на вооружение бронетанковых войск Советского Союза был принят первый, и единственный, в мире серийный ракетный танк ИТ-1 «Дракон».
Разработка этой машины началась намного раньше в 1958 году, на базе опытного танка «Обьект 140», технические решения которого будут использованы при создании Т-62. На тот момент Совмин постановил о начале разработки нескольких новых машин с вооружением их ПТРК (Противотанковый ракетный комплекс). Конструкторам танковых КБ нужно было создать два ракетных танка (тяжелый и средний), два истребителя танков, такой же массы, авиадесантируемую самоходную установку ПТРК, и плавающий ПТРК. На Уралвагонзаводе на базе разрабатываемого перспективного танка было решено создать средний ракетный танк.
Свои технические разработки конструкторы должны были представить суд комиссии не позднее 1959 года. УВЗ представил свой «Объект 150», Ленинградский Кировский «Объект 287», и Челябинский тракторный «Объект 775». Из них был отобран вариант Уралвагонзавода, ведущий конструктор Карцев Л.Н. Разработка затянулась на десять лет, конструкторам пришлось полностью переделывать привычное боевое отделение танка чтобы вместить автомат заряжания пусковой установки и сам боекомплект. Ходовая часть, трансмиссия, и внутренняя компоновка серьезных изменений не претерпели.
Требования к будущему ИТ-1 предъявлялись суровые: поражение цели на дистанции 3000-4000 метров, использование дневного и ночного прицела, пробитие на дистанции 1500-2000м брони в 250мм при угле в 60 градусов. К тому же машина создавалась именно как танк, так что бронезащита должна была быть соответствующей. При всем этом танк не должен был потерять в подвижности и скорости, ведь он должен был двигаться в боевых порядках танков и поддерживать их огнем с ходу. Но основная проблема была в самой ракете, точнее в ее наведении на цель.
Существующая на тот момент прямая система передачи команд по проводам не годилась, была ненадежной из-за обрывов проводов управления. К тому же такая система исключала стрельбу с хода, что являлось одним из основных условий техзадания. Решение этой проблемы пришлось выбирать из двух вариантов: инфракрасная, тепловая головка самонаведения, где ракета после пуска сама должна наводиться на тепловой след цели, и радиокомандная система управления. Первый вариант пришлось отбросить как технически нереализуемый(в последствии его с успехом реализуют в зенитных ракетных комплексах Стрела и Игла), поэтому сосредоточились на втором варианте.
В 1960 году опытный образец был представлен на показательном показе в Капустином Яре. Хрущева, присутствующего на этом показе, ознакомили с техническими решениями будущей машины. Генсек тоже решил внести своё видение и предложил сделать механизм заряжания барабанным, а стабилизаторы ракеты раскрывающимися в полете. Предложения были здравыми, но из-за них пришлось бы переделывать половину машины и решения генсека потихоньку проигнорировали. В начале 1964 года два «Объекта 150» прибыли на испытания на Кубинский полигон. Были проведены испытания ходовых и скоростных возможностей машины, а так же проведены более 90 пусков ракет. По результатам были проведены изменения и в конце года добились вероятного поражения цели в 89%. В результате трех пусков поражалось три цели, не зависимо от того была ли цель или «Объект 150» в движении. Но вот с ходовой выявились проблемы с ходовой частью и доводка машины затянулась до весны 1968 года.
В результате госиспытаний в сентябре 1968 года машины была принята на вооружение под индексом ИТ-1 с комплексом ракетного вооружения 2К4»Дракон», ну или просто ИТ-1 «Дракон». Машина имела массу в 35 тонн, скорость до 55 км/ч, запас хода составлял 470 км по шоссе, а с установкой допбаков 670км. Дизельный двигатель В-55А мощностью 580 л/с обеспечивал машину удельной мощностью 16,8 л.с. на тонну. Бронирование составляло: лоб корпуса 100мм, борт корпуса 80мм, лоб башни 206мм. Вооружение: комплекс управляемого вооружения (КУВ) 2К4 «Дракон», боезапас 15 ПТУР( 13 ракет в механизированной боеукладке и 3 в ручной), также имелся установленный в башне 7,62мм пулемет ПКТ, с боезапасом в 2000 патронов, и личное оружие экипажа.
Корпус танка сварной, из катанной брони, а башня литая. Дальность стрельбы ракетного комплекса составляла: днем с места и в движении от 300 до 3300 метров, ночью до 1000-1500 метров. Выстрел происходил так: из люка посередине башни выдвигалась пусковая рампа с ракетой 3М7 (калибр 180мм, масса 50 кг, максимальная скорость 200 м/с.), отстреливались передние и задние опоры ракеты, с одновременным раскрытием рулей, производился пуск ракеты, после чего рампа убиралась внутрь башни и к ней пристыковывалась автоматом заряжания следующая ракета. Для проверки ракет перед пуском использовалась специальная аппаратура, в случае тестовых ошибок ракета сбрасывалась с рампы.
Ракета 3М7 имела кумулятивную боевую часть и пробивала броню в 250мм при угле наклона в 60 градусов. Стрельба могла производится в двух режимах: с превышением и без превышения. Первый режим исспользовался когда на линии стрельбы находилось препятствие, при стрельбе из окопа, а также ночью. При этом ракета шла к цели на полтора- два метра выше линии прицеливания и снижалась перед поражением цели. Во втором случае ракета шла строго по линии прицеливания.
Однако при всех плюсах боевая служба «Дракона» была недолгой. Основных причин было три: первая-большая стоимость ракеты, порядка 30000 рублей, вторая-сложность оборудования, из-за чего обучение экипажей было долгим, и третья-скорострельность, машина производила всего 2 прицельных пуска в минуту. И хотя ИТ-1 показал себя надежной машиной, в 1970 году машину сняли с вооружения, выпустив 110 машин. В боевых действиях «Дракон» не участвовал, и на экспорт не поставлялся, а жаль, думаю интересно было бы посмотреть его в деле.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и пишите комментарии.