Найти тему
Колея

Школьные уроки, часть 4

Элитарность, исключительность, специализация на гуманитарных предметах или на физике с математикой, поскольку одарённые дети не получают должного внимания в обычном режиме обучения - это постоянные сетования родителей. По моему личному мнению - специализация на гуманитарной или на какой то другой сфере в объёме знаний средней школы - дремучая дурь. Дайте человеку полноценное среднее образование, он сам разберётся кто в 17 лет, кто в 30, какие знания ему дальше необходимы. Средняя школа даёт знания, которые нужны человеку, исключения бывают, но тем хуже для исключений. Присмотритесь к исключению.

Замшелая истина, каждый из родителей считает своего ребёнка самым самым. Это правда. Но, только эгалитаризм, предполагает синестезию - способность к гармоническому восприятию реальности, если уйти от медицинского использования этого термина. Оно обозначает понятия враждебные элитарности, человек ощущает всё. Элитарность ведёт если не совсем к фашизму, то всё равно к вырождению. Эгалитаризм к целостности и гармонии. Всё сущее устроено по законам природы. Семь цветов радуги, семь нот в музыке, семь основных планет в солнечной системе - это утверждали древние. Элитные страты - конечно лестно, но в конечном итоге те, кого это понятие охватывает становятся либо страшными либо забавными. Посмотрите на личико нашей элиты в банках или на "Сефардского еврея", благодетеля Чукотки. Посмотрите какой путь мы прошли с начала 80-х, и в каком месте находятся прежние Витии, а процесс продолжается, "Аннушка уже купила подсолнечное масло". Пока не разлила, когда разольёт, где будут сегодняшние рабулисты?

Школьный класс должен быть обычным срезом общества, в котором мы живём, не надо ничего искусственного, специального, нужна гармония.

Как решались проблемы талантливого ученика в нашей перенаселённой школе?. В классах числилось до 42 (44) человек и в школе есть масса способов как дать возможность выделиться и выразить способности каждому ученику.

Уже с пятого класса, ребёнок, которому успешно давалась история, география, биология или химия мог по своему выбору, провести объяснение (презентацию) какой то темы на уроке и отвечать на вопросы по новой теме, одноклассникам.

По литературе, обязательно зачитывались лучшие сочинения, выделялись художественные достоинства, а не мораль, как в учебнике.

С теми, кто ленился учиться каждый день, учитель договаривался в КЛАССЕ, о проведении зачёта на определённую дату, когда ученик подготовится. Затем наступает этот день, и ученик купается во внимании класса. Выделялась физика. Если ученик предлагал решение задачи двумя методами и один из вариантов был математическим, он мог быть освобождён от контрольной работы по этой теме, ребёнок должен почувствовать себя Эйнштейном, на зависть сверстникам. Конечно нет правил без исключений. Математика не даёт особенного простора для творческих изысканий или я их не замечал, поскольку она не входила в сферу моих увлечений. В любом случае в нашей школе подчёркивались способности, даже намёки на способности и оберегалось чувство собственного достоинства. Особенно последнее, это прямая заслуга нашего директора. Мне известны два конфликта, касающиеся моей особы, в которых директор занял сторону ученика. Уж не знаю как это, педагогично или нет. Особенно важно объяснение учеником нового материала своим одноклассникам. Ученик готовясь к уроку обязательно прочитает дополнительный материал поскольку задето чувство собственного достоинства. И этот материал останется с ним на всю жизнь. Испытано.

В старших классах процесс обучения был более академическим, поскольку классы сокращались более чем наполовину. Но ни один из моих соучеников не использовал труд репетиторов.

В радиусе 300 метров от школы, находились:

- Горный техникум, который забирал большую часть мальчишек, мечтающих работать на приисках, рудниках, карьерах и обогатительных фабриках;

- Педагогическое и медицинское училища;

- Профтехучилище, где учащиеся за 3 года обучения, получали среднее образование и профессию, плюс получали стипендию выше чем в техникуме.

Численность учеников в девятом - десятом классе составляла по 15 - 16 человек, в школе было два класса "А" и "Б".

Семь - восемь из десяти поступали в престижные вузы с первой попытки, это Институт иностранных языков, Университет, Институт народного хозяйства, Высшее техническое авиационное училище.

Политехнический и сельскохозяйственный институты, к сожалению не попадали в престижные списки, в результате страна имеет 3 миллиона дипломированных счетоводов (экономистов / финансистов) и 2 миллиона "специалистов" на все случаи жизни, их называют юристами. Вузы находились в областном центре, родители несли значительные затраты.

И ещё одно немаловажное замечание, поскольку директор нашей школы был человек-глыба, школьники не ощущали никакого постороннего влияния "Значительных" родителей. В школе все равны. Учиться в нашей школе было престижно, а комплектование происходило по территориальному принципу.

31.03.24