Он всё ещё перевернут, но подает признаки жизни.
SLIM — первый успешный лунный спускаемый аппарат Японии, не сдается без боя. Войдя в историю — хотя и перевёрнутым с ног на голову — в январе, посадочный модуль Smart для исследования Луны продолжает удивлять центр управления полетами Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), пережив не одну, а уже две зверски холодных лунных ночи.
“Прошлой ночью мы получили ответ от #SLIM, подтверждающий, что космический корабль пережил лунную ночь во второй раз!” Агентство JAXA опубликовало в X 28 марта новое фото его, вероятно, постоянной перевернутой точки обзора возле кратера Шиоли. JAXA также отметила, что из-за того, что солнце в настоящее время находится высоко над лунным горизонтом, оборудование SLIM сейчас чрезвычайно горячее (около 100 градусов по Цельсию), поэтому в пока можно использовать только навигационную камеру.
Однако, основываясь на недавно полученных данных, похоже, что некоторые датчики температуры посадочного модуля и неиспользуемые элементы питания начинают давать сбои. Несмотря на это, JAXA заявляет, что “большинство функций, которые пережили первую лунную ночь”, по-прежнему работают исправно после очередного двухнедельного периода темноты, когда температура опускается до -98 градусов по Цельсию.
Для SLIM это было многомесячное путешествие. После запуска в сентябре прошлого года SLIM в конце концов вышел на лунную орбиту в начале октября, где затем провел недели, вращаясь вокруг поверхности Луны. 19 января JAXA приступила к посадочным процедурам SLIM, и ранние признаки указывали на успешное приземление. После анализа данных посадочного модуля JAXA подтвердило, что космический корабль совершил посадку примерно в 55 метрах от и без того чрезвычайно узкой целевой площадки шириной 100 метров, что соответствует прозвищу SLIM “Лунный снайпер”.
Однако исторический момент не был безупречным. В том же обновлении JAXA объяснила, что один из главных двигателей посадочного модуля вышел из строя при приближении к лунной поверхности, в результате чего SLIM перевернулся якобы с ног на голову. При этом солнечные панели корабля теперь не могут работать в полную силу, что ограничивает время автономной работы и значительно затрудняет выполнение основных функций посадочного модуля.
JAXA все же удалось максимально использовать ситуацию, используя датчики SLIM для сбора массы данных об окружающей лунной среде, а также задействовать пару крошечных автономных роботов для обследования лунного ландшафта. 31 января центр управления полётами опубликовал то, что, как он предупредил, вполне может быть последним снимком SLIM на открытке с Луны в преддверии предстоящей лунной ночи. Посадочный модуль не был рассчитан на длительный срок службы даже при самых благоприятных обстоятельствах, но его перспективы казались ещё более туманными, учитывая его случайное расположение.
Однако примерно две недели спустя SLIM доказал, что может выдержать лунную стужу, несмотря ни на что, снова загрузившись и предложив JAXA ещё одну возможность собрать дополнительную информацию о Луне. Повторение того же предупреждения JAXA последовало несколькими днями позже — и все же ситуация остаётся на прежнем уровне, SLIM всё ещё пыхтит. С самого начала исследователи использовали многочисленные инструменты посадочного модуля, включая многополосную камеру, для анализа химического состава Луны, в частности количества оливина. “Это поможет разгадать тайну происхождения Луны”, - говорит JAXA.
На данный момент можно только гадать, сколько еще времени посадочный модуль пробудет в жизнеспособном состоянии. Возможно, он возьмёт пример с недавно снятого с эксплуатации ротокоптера Mars Ingenuity rotocopter НАСА, который проработал примерно на три года дольше, чем предполагалось.
Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.
Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».