В этом году в России отмечают юбилей Николая Римского-Корсакова — 18 марта исполнилось 180 лет со дня рождения композитора. Во всем мире он известен как автор "Снегурочки", "Шехеразады", "Сказки о царе Салтане", других опер и симфонических произведений, написанных на сказочные сюжеты.
Когда Римский-Корсаков увлекся музыкой?
Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине в известной дворянской семье. Многие его предки сделали военную карьеру, служили во флоте, отец был действительным статским советником, занимал должности новгородского вице-губернатора и волынского губернатора. Играть на фортепиано Николай начал в шесть лет, но тогда его больше привлекали книги, а еще мальчик мечтал о море и путешествиях.
Он продолжил семейную традицию и поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, тогда же всерьез заинтересовался музыкой и стал заниматься с пианистом Федором Канилле. К этому времени относится и знакомство Николая с Милием Балакиревым — композитором и создателем знаменитого кружка "Могучая кучка", именно под его влиянием молодой человек начал сочинять музыку. В 1862 году он с отличием окончил кадетский корпус и стал гардемарином.
Следующие три года Римский-Корсаков провел в кругосветном путешествии на клипере "Алмаз": участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, побывал в Англии, Норвегии, Польше, Франции, Италии и других странах. Морская служба не оставляла времени для музыки, но впечатления тех лет композитор позже воплотил в "морских пейзажах" в "Шехеразаде", "Садко" и других произведениях.
Как профессиональный моряк стал профессиональным композитором?
Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков завершил свою первую симфонию, написал другие произведения. В 1871 году известного уже композитора пригласили преподавать в Петербургскую консерваторию — в ее дирекции и не подозревали, что у Римского-Корсакова нет академического музыкального образования. Композитору пришлось вместе со своими студентами посещать некоторые занятия, например, изучать теорию музыки. А среди учеников Римского-Корсакова были Александр Глазунов, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Мелитон Баланчивадзе и многие другие знаменитые композиторы.
"Снегурочка" и "Шехеразада": от русской сказки к восточной
В сентябрьском номере "Вестника Европы" за 1873 год была напечатана пьеса Александра Островского "Снегурочка", сам автор дал ей определение "Весенняя сказка". Римский-Корсаков прочитал ее вскоре после публикации, но поначалу "Снегурочка" ему не понравилась. Перечитав пьесу через несколько лет, композитор, по собственному признанию, "точно прозрел на ее удивительную красоту" и решил написать оперу. Впервые "Снегурочка" была поставлена в феврале 1882 года в Мариинском театре и имела большой успех.
Идея оркестрового произведения, которое представляло бы собой "калейдоскоп сказочных образов и рисунков восточного характера", появилась у Римского-Корсакова под влиянием знаменитых сказок из сборника "Тысяча и одна ночь". Первое исполнение симфонической сюиты "Шехеразада" состоялось в ноябре 1888 года в Петербурге. Она стала визитной карточкой композитора на Западе, а антрепренер Сергей Дягилев решил превратить красивую музыку Римского-Корсакова в балет. Его идею воплотили хореограф Михаил Фокин и художник Леон Бакст: премьера балета "Шехеразада" состоялась в июне 1910 года в рамках "Русских сезонов" в Париже и была встречена восторженно.
С тех пор эта музыка не раз вдохновляла балетмейстеров на новые постановки, а режиссеры часто использовали ее в своих фильмах. Например, в "Кавказской пленнице" она звучит в эпизоде, когда Трус, Балбес и Бывалый появляются перед похищенной Ниной с угощениями.
"Садко": долгий путь к опере
Сюжет былины о гусляре Садко интересовал Римского-Корсакова с юности. В 1867 году он написал симфоническую картину "Садко", а через много лет вернулся к этому сюжету и музыкальному материалу и создал оперу. Она была предложена Мариинскому, но дирекция Императорских театров после прослушивания осенью 1896 года от постановки "Садко" отказалась, сочтя произведение слишком сложным для исполнения. Премьера состоялась в Москве в январе 1898 года, исполнили оперу артисты частной оперы Саввы Мамонтова: партию Варяжского гостя пел Федор Шаляпин, морскую царевну Волхову — Надежда Забела-Врубель. Композитор отнесся к постановке сдержанно, однако публике и критикам она понравилась. В Петербурге опера впервые прозвучала в феврале того же года, спектакль, которым дирижировал сам Римский-Корсаков, прошел с успехом.
Как пушкинская "Сказка о царе Салтане" стала оперой?
К пушкинской сказке о царе Салтане Римский-Корсаков обратился в начале 1899 года, когда в России готовились праздновать 100-летие поэта. Как и "Садко", "Сказка о царе Салтане" впервые была поставлена труппой Московской частной оперы в ноябре 1900 года. Эскизы декораций и костюмов выполнил Михаил Врубель, а его жена, Надежда Забела-Врубель, создала запоминающийся образ Царевны-Лебедь. Некоторые фрагменты оперы, например, оркестровое вступление к последней картине "Три чуда" и "Полет шмеля", оказались такими популярными, что скоро начали исполняться отдельно.
Как опера Римского-Корсакова поучаствовала в революционных событиях?
Опера "Кащей Бессмертный" имеет характерный подзаголовок "Осенняя сказочка", а ее настроение композитор определял как "мрачное и безотрадное, с редкими просветами, а иногда со зловещими блестками". Премьера прошла в декабре 1902 года, постановка Московской частной оперы получила восторженные отзывы публики и критиков.
Так случилось, что "Кащей Бессмертный" стал активным "участником" революционных событий 1905 года: в знак протеста против действий властей 9 января студенты в Петербурге потребовали приостановить занятия в консерватории, и профессор Римский-Корсаков поддержал их. Композитора уволили из консерватории, после этого ее покинули другие преподаватели. Произведения опального автора перестали играть на официальных площадках, но в марте 1905 года в театре Комиссаржевской "Кащея Бессмертного" исполнили учащиеся консерватории под руководством Глазунова, одного из профессоров, ушедших вслед за Римским-Корсаковым. На этом фоне у зрителей возникали вполне конкретные параллели: в образе Кащея кто-то видел самодержавие, а кто-то – обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева; томящаяся в плену Царевна ассоциировалась с Россией, а Буря-Богатырь – с революцией. После спектакля, по воспоминаниям композитора, "произошло нечто небывалое". "Меня вызвали и стали читать мне адреса от разных обществ и союзов и говорить зажигательные речи. Говорят, что кто-то крикнул сверху: "Долой самодержавие!"" – писал он.
В происходящее вмешалась полиция, которая "распорядилась спустить железный занавес". Разумеется, после этого постановка оперы в Императорских театрах была невозможна, но в частных театрах она шла. А к преподаванию Римский-Корсаков и ушедшие за ним коллеги вернулись в конце 1905 года, когда консерватория получила автономию.
Последняя сказка Римского-Корсакова
Последней оперой композитора тоже стала сказка: он снова обратился к Пушкину, на сей раз к "Сказке о золотом петушке". "Золотой петушок" был завершен в сентябре 1907 года, композитор дал опере необычный подзаголовок: "Небылица в лицах. Художественный образец русской лубочной сказки". Примечательно, что сатира в либретто оказалась даже острее, чем в пушкинской сказке. А еще в опере более важным стал только намеченный поэтом образ Шемаханской царицы, и для этой восточной красавицы композитор сочинил три арии.
Цензурные мытарства "Золотого петушка" начались в январе 1908 года: сначала текст либретто был пропущен без изменений, но сразу же был затребован обратно, а потом было объявлено о необходимости многочисленных поправок. Композитор скончался 21 июня 1908 года, так и не увидев свою оперу на сцене. Премьера состоялась в октябре 1909 года в Москве, ее исполнили артисты частного оперного театра Сергея Зимина.
Лола Мусаева