Найти тему

210 лет назад русские войска вошли в Париж

31 марта 1814 года (19 марта – по старому стилю) в 2 часа ночи состоялось подписание капитуляции Парижа, обязавшей французскую армию покинуть пределы осаждённой столицы Франции. Уже в полдень русская армия во главе с императором Александром I триумфально вступила на улицы этого города, победно завершив Отечественную войну 1812 года и заграничный поход 1813-1814 гг. полным разгромом некогда покусившегося на Россию Наполеона I.

В предместья Парижа русские войска вместе с союзными прусскими частями ворвались ещё накануне - 30 марта. Это был ожесточённый бой. Историки отмечают, что французский маршал Мармон, желая спасти город от губительного огня артиллерии, выслал к российскому императору Александру парламентёра с просьбой прекратить бомбардировку. Но Александр хорошо помнил, что сделали французы с Москвой. И пообещал остановить сражение, только если город будет сдан - в итоге французские войска покинули Париж.

Непосредственным участником этого события был командовавший 10-м корпусом Пётр Капцевич - российский военачальник, сыгравший впоследствии важную роль в строительстве и укреплении внутренней стражи (сегодня её историю продолжает Росгвардия).

Человек исключительной храбрости и обладатель многих орденов (только Георгиевскими крестами он был отмечен дважды), Пётр Михайлович Капцевич вполне заслужил прозвище «Неистовый», которым его величали как боевые товарищи, так и недруги.

Военную карьеру Капцевич, родившийся в дворянской семье на территории сегодняшней Белоруссии, начал с кадетского корпуса. Поучаствовав во многих военных кампаниях, включая оборону Смоленска, Бородинскую битву, бои под Тарутиным и Малоярославцем, он снискал себе славу подлинного героя. Его портрет украшает знаменитую Военную галерею героев Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., а его имя восемь раз упоминалось на мраморных досках в Галерее Воинской Славы храма Христа Спасителя в Москве.

Сменив в 1829 году на посту командира Отдельного корпуса внутренней стражи генерала от инфантерии Е.Ф. Комаровского, генерал от инфантерии П.М. Капцевич 12 лет находился во главе отечественных войск правопорядка и весьма преуспел в их совершенствовании.

Участие внутренней стражи, первой встретившей огнём наступающие войска Наполеона ещё на берегах Немана в июне 1812 года, отмечено многими боями с неприятелем. Эти войска деятельно участвовали в создании Резервной армии и ополчения, но по характеру возложенных на них служебных задач к заграничному походу не привлекались.

Идти в него довелось, насколько известно из документов, лишь немногим офицерам, среди которых наиболее ярко отмечены в истории имена генералов Ивана Гладкова и генерала князя Николая Урусова (Урусова 1-го).

Они не штурмовали Париж, но всецело – и каждый на своём месте в заграничном походе – приблизили окончательную победу над врагом.

Генерал-лейтенант Иван Васильевич Гладков, служивший с 1811 года окружным генералом 2-го округа внутренней стражи, с началом Отечественной войны был поставлен на формирование для армии новых гренадёрских и пехотных частей. В 1813 году он возглавил 2-й резервный корпус. С ним и отправился в военный поход за границу.

И.В. Гладков участвовал в осаде крепости Модлин, вёл сводные батальоны 7-й, 8-й и 27-й пехотных дивизий к Рейну. Стал кавалером многих российских орденов, Санкт-Петербургским обер-полицмейстером (в 1821 г.), затем - сенатором и членом комиссии по построению в Санкт-Петербурге знаменитого Исаакиевского собора.

В знаменитом Лейпцигском сражении – переломном сражении с армией Наполеона, состоявшемся 4-7 октября 1813 года и названном «Битвой народов», а также в сражениях при Лютцене и Баутцене отличился бывший окружной генерал внутренней стражи 7-го округа генерал-майор князь Николай Юрьевич Урусов. Подобно генералу Гладкову, Урусов тоже формировал в тылу части для Резервной армии. И возглавил их во время изгнания Наполеона из России, а также во время заграничного похода.

«За Лейпциг» генерал Николай Урусов был удостоен ордена Святой Анны I степени, а после окончания войны продолжил службу в отечественных войсках правопорядка на привычной для него должности окружного генерала внутренней стражи.