Найти тему
Libertà

О СИМВОЛИЗМЕ В ФИЛЬМЕ «ЛЕОН»

кадр из фильма Люка Бессона "Леон"
кадр из фильма Люка Бессона "Леон"

Фильм снят одним из самых талантливых режиссеров прошлого века, Люком Бессоном в 1994 году. В главных ролях Жан Рено, Гэри Олдман, Натали Портман.

Портман было всего 11 лет, когда девочку взяли на роль Матильды. Это вторая роль юной актрисы, очень запоминающаяся, сильная работа в полном метре, особенно, учитывая возраст Натали.

Что происходит в фильме Бессона? Казалось бы, странная вещь: профессиональный убийца не только приютил девочку, которой грозила смерть, но и остался с ней до конца жизни. Он даже пожертвовал своей жизнью ради этой девочки.

Киллер, жертвующий собой -  это полный абсурд. Но суть в том, что профессия не сильно изменила внутренний мир героя Жана Рено.

кадр из фильма
кадр из фильма

А внутренний мир Леона это одиночество, работа и воспоминания. Матильда на момент появления в доме Леона тоже одинока, она плачет, вспоминая об убитом братике и мечтает работать чтобы отомстить за него.

Матильда потеряла всю свою семью, но любила она только младшего брата, который был чист и никому не делал зла. Людей, среди которых она росла вообще сложно назвать семьей потому, что у них абсолютно несемейные и ненормальные отношения.

кадр из фильма
кадр из фильма

Леон, как мы помним, тоже вспоминает свою невесту, которая была чиста, но ее убил собственный отец, герой Рено тоже захотел отомстить и сделал это, убив отца девушки.

Матильда не знала, что такое семья и вот она попадает к Леону и выясняется, что он точно такой же одиночка. Мало того, Леон несмотря на  свою страшную профессию, в душе чист как ребенок, ведет себя по-детски, имеет слабое представление об устройстве общества и поэтому закрыт для окружающих.

кадр из фильма
кадр из фильма

Рено играл своего героя как несколько слабоумного человека, но мне кажется, что Леон более похож на провинциала в огромном городе.

Он занят только работой, круг общения сужен до одного человека, который обеспечивает его заказами. Леон живет в своем маленьком мире, и его единственная привязанность это растение потому, что оно ни о чем его не спрашивает. С ним Леону удобно, о цветке можно заботиться, не боясь быть непонятым или отвергнутым.

По сути в фильме Бессона встречаются два ребенка, один застрял на уровне детства, а Матильде еще предстоит вырасти и повзрослеть.

Леон и погибает в фильме потому, что у него не могло быть будущего, а Матильда остается жить - у нее это будущее есть.

Между героями не было плотских отношений потому, что это лишило бы сюжет романтики. Портман большая умница, что отказалась играть любовные сцены словно чувствовала, что они все испортят.

У Леона и Матильды отношения брата и сестры. Девочка потеряла младшего брата, о котором заботилась, но случайно обрела старшего, который заботиться о ней.

Поэтому все разговоры Матильды о бабочках в животе,  о желании близости с Леоном это ее еще детские ощущения необычного тепла, которого она никогда до этого не получала дома.

Она хочет вернуть Леону часть полученного от него тепла, но знает только один способ общения с мужчиной - тот, что получила от наблюдений за матерью и старшей сестрой.

кадр из фильма
кадр из фильма

Матильда и Леон обмениваются знаниями точно так же, как это делаю дети. Киллер учит девочку убивать, а она обучает его чтению, грамоте и общается за него там, где у него возникают затруднения.

Оба они бездомны, странники, живущие в отелях или на съемных квартирах, имея в качестве имущества только оружие и растение.

кадр из фильма
кадр из фильма

Это растение становится символом Леона для Матильды. После гибели своего единственного друга Матильда возвращается туда, где должна быть - в детство, в школу. Там она сажает цветок в почву в память о Леоне, и это одновременно становится символом укоренения самой Матильды. Она, наконец, обретает дом и спокойную жизнь.

кадр из фильма
кадр из фильма

И такое небольшое, личное. Не знаю, как у вас, но у меня всякий раз при звуках песни Стинга «Shape of My Heart» в финале фильма слезы наворачиваются.