В конце 2016 года я был уволен из Института катализа с диагнозом «сумасшедший с навязчивой идеей» (версия Пармона). «Навязчивая идея» – это двухатомная газообразная сера в основном триплетном состоянии JSulfChem-2019-40-4-435-450-Startsev. Пармона не смутило даже то, что еще в 2013 году в зарубежных журналах нами было опубликовано две статьи TopCatal-2013-56-969-Startsev, JCCE-2013-7-1007-Startsev, где впервые декларируется существование двухатомной газообразной серы. Кроме того, в то смутное для меня время в Институте катализа в эксплуатации находилась газофазная проточно-циркуляционная установка, на которой были получены прямые экспериментальные доказательства существования этой субстанции. Как я уже неоднократно подчеркивал, ни Пармон, ни Бухтияров, ни разу не удосужились ознакомиться с этой установкой и с результатами, полученными на ней.
Здравомыслящему человеку невозможно понять логику решения Пармона и Бухтиярова о моем изгнании из науки, поскольку в то время уже вышло из печати ПЯТЬ статей (дополнительно к уже упомянутым), где экспериментально доказана возможность разложения сероводорода при комнатной температуре с получением водорода и элементной серы Читать полностью (PDF)>> ЖФХ-2006-англ, ЖФХ-2015-89-1-Старцев, JSulfChem-2016-Startsev, JSulfChem-2015-36-3-234-Startsev (включая первые две статьи с участим Пармона). Следовательно, это осознанное решение имеет особую, далекую от науки, подоплеку. Имя этому явлению известно со средневековья – мракобесие или обскурантизм.
Справка: Википедия
Обскуранти́зм (от лат. obscurans «затемняющий»), мракобе́сие — враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу. В России понятие возникло в начале XIX века как антоним «просвещению» — понятию, сопряжённому со свободой и прогрессом. Термин «обскурантизм» обозначает политику ограничения распространения знаний. За так называемую политику «благородной лжи» выступал ещё Платон, который предполагал, что в идеальном государстве цари-философы будут распространять ложь во имя общего блага. Основное содержание обскурантизма можно выразить в следующих идеях:
· противодействие любым реформам общества, повышающим личную свободу его членов;
· вредность просвещения народных масс;
· губительность научно-технического прогресса;
· контролирование науки и культуры представителями реакции;
· враждебное отношение к человеку иной культуры и веры, неприятие инакомыслия.
Для Российской науки проблема усугубляется тем, что Пармон и Бухтияров (по отдельности или оба вместе) входят в состав редколлегий практически всех химических изданий, что делает проблематичной публикацию любых научных материалов. Кроме того, Пармон еще и наделен полномочиями распределения финансирования научных учреждений Академии наук России, а также имеет доступ к формированию политики развития химических отраслей России. Все это вместе взятое делает практически невозможным продвижение вперед прогрессивных и инновационных научных достижений, полученных в наших исследованиях при полном отсутствии финансирования. Это я сполна прочувствовал на своем горьком опыте. Логика деяний тандема «Пармон-Бухтияров» была направлена на удушении в зародыше наших научных открытий, сделанных в Институте катализа в 1998 – 2016 годах, которые никак не укладывались в рамки многолетних изысканий Института по усовершенствованию процесса утилизации сероводорода хорошо известным методом Клауса, за что Институт получал значительные финансовые вливания со стороны промышленных предприятий.
Давайте попробуем подытожить результаты нашей деятельности за период моего изгнания из науки.
- Разработана концепция об определяющей роли твердых катализаторов в процессе низкотемпературного разложения сероводорода MolecCatal-2020-497-111240-Startsev. Концепция базируется на фундаментальных законах неравновесной термодинамики необратимых процессов в открытой системе, основы которой заложены Лауреатом Нобелевской премии И.Р. Пригожиным. (В скобках отметим, что Пармон является приверженцем этой термодинамики!)
- Впервые в научной практике получило термодинамическое обоснование уникальное свойство твердых катализаторов, на поверхности которых осуществляются химические реакции, которые в газовой фазе принципиально невозможны. Это открывает широкие перспективы создания новых каталитических процессов, протекающих при температуре и давлении окружающей среды по образу и подобию биологических систем, осуществляющих в Природе аналогичные химические превращения..
- Проработано технико-экономическое обоснование замены процессов утилизации сероводорода по методу Клауса (утилизация до 100 млн т H2S в год, более 1000 установок в мире, продукты утилизации – вода и твердая сера) JSulfChem-2022-43-671-Startsev, JSulfChem-2022 когда на смену давно устаревшей высокотемпературной энерго- и материалоемкой технологии (разработанной еще в 19 веке) придут инновационные низкотемпературные процессы разложения сероводорода с получением ценного химического реагента и топлива будущего – водорода. По оценкам экспертов, стоимость получаемого водорода не должна превышать 0.8 $/кг.
- Получила признание двухатомная газообразная сера в основном триплетном состоянии JSulfChem-2019-40-4-435-450-Startsev. Это фундаментальное научное открытие не только вносит весомый вклад в развитие химических и физических наук, но и открывает широкую перспективу получения новых материалов и химических веществ для многих областей человеческой деятельности, включая химию, биологию, медицину, фармакологию, материаловедение и т.д.
- Обнаружены уникальные свойства атомарного водорода и серы, получаемые в процессе диссоциации сероводорода на поверхности твердых катализаторов, которые обладают удивительными свойствами взаимодействия с весьма инертными молекулами при комнатной температуре и давлении. Сформулировано несколько гипотез с участием этих сверхактивных атомов, требующих пристального внимания всего прогрессивного человечества JSulfChem-2022:
Утилизация парникового диоксида углерода СО2 с получением углеводов – аналог хемосинтеза, открытого в 1887 году русским ученым С.Н. Виноградским. Нам известны каталитические системы, способные осуществлять это химическое превращение,
Сероводородная конверсия метана, в отличие от паровой конверсии, может осуществляться при комнатной температуре. Эта каталитическая реакция является весьма актуальной для решения экологической безопасности акватории Черного моря АЭЭ-19-Старцев. , когда огромные запасы растворенного сероводорода (миллиарды тонн) извлекаются и перерабатываются одновременно с не менее значительными запасами гидратов метана, парникового газа. Предложен механизм этой каталитической реакции с возможным термодинамическим обоснованием.
Фиксация азота с получением аммиака и других азот содержащих молекул – N2H2 и N2H4. Эти химические соединения могут решить проблему хранения и транспортировки водорода по трубопроводам под низким давлением.
Активация аргона с получением аргоноводорода, H2Ar, стабильной при нормальных условиях молекулы, которая может быть использована для аккумулирования, хранения и транспортировки водорода. Более того, при сжигании аргоноводорода в топливных элементах или в присутствии кислорода выделяется вода и аргон, который возвращается в атмосферу без ущерба окружающей среде. Есть основания предполагать, что аналогичным образом могут быть получены химические аналоги H2Ne – неоноводород, и H2He – гелиоводород. Без сомнения, если эти соединения действительно существуют при нормальных условиях, то это научное открытие придаст огромный импульс для развития химии благородных газов.
Водные растворы атомарного водорода устойчивы достаточно длительное время, поэтому они могут быть востребованы в медицине для гашения свободных радикалов при лечении онкологических заболеваний.
Я неоднократно обращался к руководству Института катализа с просьбой о предоставлении мне возможности возобновить научные исследования, однако всегда натыкался на бетонную стену молчания. Это ли не доказательство оголтелого мракобесия? Неужели Российская химическая наука окажется опять на задворках всемирной истории научных открытий и изобретений?
Однако я все же надеюсь, что не все так плохо на самом деле, поскольку существует прогрессивное человечество за рубежом, которому не безразличны научные открытия и достижения, способствующие устойчивому развитию человеческого общества. Правда, для осознания достоверности полученных нами результатов требуется достаточно длительный период времени из-за необходимости воспроизведения наших результатов и отсутствия практического опыта работы с токсичным сероводородом. Я очень надеюсь, что наше Российское вопиющее мракобесие будет побеждено прогрессивным человечеством за пределами России, поскольку Российская Академия наук оказалась не готова к восприятию инновационных открытий в области химии и катализа.
Все материалы расположены на сайтах http://startsev-an.ru/ and http://eng.startsev-an.ru/
Публикации 2013 – 2024
Ниже приводится список работ, опубликованных за последние 10 лет.
Старцев А.Н., Сероводород H2S – на службу Человечеству! Химия и жизнь, 2023, № 12, с. 20-23
Startsev A.N. Shift of the H2S Paradigm. J. Sulfur Chem. 2022. 43: 6, 671-684. JSulfChem-2022-43-671-Startsev; https://doi.org/10.1080/17415993.2022.2088234
Старцев А.Н. Катализатор для получения водорода и двухатомной газообразной серы в процессе разложения сероводорода. Патент РФ No 2,777,440. (11.01.2021).
Старцев А.Н. Получение водорода из сероводорода Черного моря методом низкотемпературного каталитического разложения H2S. Альтернативная энергетика и экология (ISJAEE). 2021;(25-27):90-105. АЭЭ-19 Старцев, https://doi.org/10.15518/isjaee.2021.09.090-105
Startsev A.N. The crucial role of catalysts in the reaction of low temperature decomposition of hydrogen sulfide: non-equilibrium thermodynamics of the irreversible process in an open system. // Molec. Catal. 2020. 497. 111240. MolecCatal-2020-497-111240-Startsev . http://doi.org/10.1016/j.mcat.2020.111240
Startsev A. N. Diatomic sulfur: a mysterious molecule. // Journal of Sulfur Chemistry, - 2019 , v. 40, No 4, P. 435-450, DOI: 10.1080/17415993.2019.1588273 JSulfChem-2019-40-4-435-450-Startsev
Старцев А. Н. Сероводород как источник получения водорода. // Изв. АН, Сер. хим., 2017, № 8, с. 1378-1397. ISSN 1026_3500. DOI: 10.1007/s11172-017-1900-y. ИзвАН-17-Старцев
Startsev A.N. The Reaction Mechanisms of H2S Decomposition into Hydrogen and Sulfur: Application of Classical and Biological Thermodynamics. J. Thermodyn. Catal. 2017, v. 8, N 2, p. 186. DOI: 10.4172/2157-7544.1000186 BIOCHEM-17-150 (1)
Старцев А.Н. Низкотемпературное каталитическое разложение сероводорода с получением водорода и двухатомной газообразной серы // Кинетика и катализ. - 2016. Т. 57. - стр. 516-528. - DOI: 10.7868/S0453881116040122. Читать полностью (PDF)>>
Startsev A.N. Kruglyakova O.V., Chesalov Yu. A., Paukshtis E.A., Avdeev V.I., Ruzankin S.Ph., Zhdanov A.A., Molina I. Yu., Plyasova L.M. Low-temperature catalytic decomposition of hydrogen sulfide on metal catalysts under layer of solvent // J. Sulf. Chem.. - 2016 r. Т. 37. - стр. 229-240. - DOI: 10.1080/17415993.2015.1126593. JSulfChem-2016-Startsev
Startsev A.N. Bulgakov N.N., Ruzankin S.Ph., Kruglyakova O.V., Paukshtis E.A. The reaction thermodynamics of hydrogen sulfide decomposition into hydrogen and diatomic sulfur // J. Sulf. Chem. . - 2015. Т. 36. - стр. 234-239. - DOI: 10.1080/17415993.2015.1010533. JSulfChem-2015-36-3-234-Startsev
Старцев А.Н., Круглякова О.В., Чесалов Ю.А., Кравцов Е.А., Серкова А.Н., Супрун Е.А., Саланов А.Н., Зайковский В.И. Водные растворы серы, полученной при низкотемпературном каталитическом разложении сероводорода. // Ж. Физ. Хим, 2015, т. 89, № 1, с. 24-28. DOI: 10.7868/S0044453715010252 ЖФХ-2015-89-1-Старцев
Старцев А.Н., Круглякова О.В., Рузанкин С.Ф., Булгаков Н.Н., Чесалов Ю.А., Кравцов Е.А., Жейвот В.И., Ларина Т.В., Паукштис Е.А. Особенности низкотемпературного каталитического разложения сероводорода // Ж. Физ. Хим.. - 2014 r. Т. 88. - стр. 943-956. - DOI: 10.7868/S004445371406034X. ЖФХ-2014-88-6-943-956
Startsev A.N., Kruglyakova O.V. Diatomic Gaseous Sulfur Obtained at Low Temperature Catalytic Decomposition of Hydrogen Sulfide. // J. Chem. Chem. Eng. - 2013 - Т. 7. - стр. 1007-1013. JCCE-2013-7-1007-Startsev
Startsev A.N., Kruglyakova O.V., Chesalov Yu.A., Ruzankin S.Ph., Kravtsov E.A., Larina T.V., Paukshtis E.A., Low Temperature Catalytic Decomposition of Hydrogen Sulfide into Hydrogen and Diatomic Gaseous Sulfur // Topics in Catalysis. – 2013. – Т.56. – C.969-980. Читать полностью (PDF)>>