Хочу поднять интересную и, что самое главное, очень актуальную тему на сегодняшний день. Я попробую поразмышлять о жизнеспособности такой любопытной формы правления, как демократия.
Что мы знаем о ней?
Интернет даёт весьма исчерпывающий ответ на вопрос о том, что же это за штука такая — «политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии», иначе говоря, демократия — это власть народа, о чём мы знаем ещё со школьных лет. В руках общества сосредоточена мощнейшая сила, способная определять, кто будет стоять у руля государства. Можно ли сказать, что это хорошо? Конечно! Идеал гармоничной системы — люди выбирают власть, которая обеспечивает их нужды. Всё хорошо, не будь это вершиной айсберга.
Где здесь подвох?
В мире нашем есть крайности, как в быту, так и во вселенских масштабах. В первом случае это может быть радикализм, под которым я понимаю деление процессов на исключительно чёрные и исключительно белые, что часто присуще детям. Во втором случае такими крайностями выступают утопии, такие как демократия и, например, коммунизм. Реализовавшейся демократии в том виде, в котором она должна была бы быть, мы не видим ни на одном примере стран мира, собственно, как и реализовавшегося коммунизма.
Почему так?
Для работы такой политической системы нужно идеальное соблюдение народом всех правил и установок, которые лежат в фундаменте функционирования таких механизмов. Иначе говоря, население должно обладать высокой политической культурой, дабы не обрушить демократию в лоно охлократии (власти дураков) или коммунизм в лоно анархизма. Так вот, загвоздка состоит в том, что нет такого государства земного, где люд дорос до машинного исполнения возложенных гипотетической страной указаний. Население далеко не всегда способно здраво оценить политический климат, чтобы сделать правильный выбор, а также не всегда может удержаться от шага через грань дозволенного.
Что происходит сейчас?
Давайте возьмём какой-нибудь реальный пример и отойдём от абстрактных размышлений. Протесты (что очень мягко сказано) во Франции — это и есть современная демократия? Достаточно ли силы у французского государства? Корректно ли работает монополия правительства на насилие, или это уже не совсем монополия? Когда протестующие громят собственность и превращают город в кошмар наяву, считается ли это демократией или слабостью правящей власти? Гипертрофированные примеры такой слабости мы можем проследить на примерах Сирии, Ливии, Бразилии, Аргентины. В общем, множество примеров того, что может быть, когда правительство утрачивает свой авторитет и теряет монополию на насилие. В Европе этот процесс начался недавно по меркам истории, и первые признаки мы видим. Сильный народ — слабое государство.
Что действительно работает?
Развивая тему, считаю, что проверенные временем режимы — это автократия и социализм. Многие говорят о них как о переходных формах к той самой совершенной модели политического устройства, однако моё мнение состоит в том, что это конечные, окончательно сформировавшиеся, устойчивые конструкции. Мы видим крепкий социализм на примерах Кубы, Лаоса, Бангладеша, Алжира и т. п., если угодно, Швеции. Также здоровый и крепко стоящий на ногах авторитаризм можно наблюдать в КНР, Иране, Саудовской Аравии и... Ну вы поняли.
Закончу цитатой Валлерстайна: «Может быть, тем не менее, подлинная демократия может стать возможной лишь при подлинном развитии, а если в условиях нынешней миросистемы развитие лишь иллюзия, то и демократизация не может быть ничем иным, кроме иллюзии».