В начале 1960-х советские чиновники от культуры были явно обеспокоены «вторжением» западных танцев, на которые клевала падкая на всё новое и модное молодёжь. Сначала разнузданный твист, потом рок-н-ролл, хали-гали и прочие буржуазные вихляния, тряски, прыжки... Срамота! Требовалось дать отпор тлетворному влиянию. За дело взялись профессионалы.
В ГДР по заказу лидера Социалистической единой партии Германии Вальтера Ульбрихта появился танец липси. «Крутое» название на англоязычный манер, отсылающее к латинскому названию Лейпцига, не помогло: несмотря на все старания государства, танец так и не прижился.
В СССР тоже старались не отставать. В 1962 году была предпринята попытка предложить публике новинку — танец «из пробирки» с патриотичным названием ай-люли. Весёлую песню Людмилы Лядовой на слова Бориса Брянского исполнила лучезарная Тамара Миансарова — на тот момент восходящая звезда эстрады СССР.
Песни «Чёрный кот» и «Топает малыш» в её исполнении вскоре узнает вся страна. Она же познакомит Советский Союз с финской леткой-енкой. Но сначала на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки Тамара Миансарова удостоилась первой премии и золотой медали как раз за «Ай-люли».
Уже первые строки обнадёживают: «Ай-люли, ай-люли — это новый танец, / Ай-люли, ай-люли, он не иностранец!» А чтобы никаких сомнений не осталось, дальше рассказывается, что родился танец в Рязани. И даже правил пока никаких не ввели — танцуй, как хочешь!
Не нужны нам эти иностранные рок-н-роллы: «Мы других не хуже, над планетой кружим!»
Аранжировку постарались сделать ритмичной, в духе лёгкого эстрадного свинга. Стильно, современно, с опорой на национальные традиции... Что ещё нужно? Полюбят как миленькие! Тамара Миансарова даже показывает, как танцевать ай-люли — получается, что партнёр не нужен, а па напоминают чарльстон, давно вышедший из моды.
Правда, массовым и даже хоть сколько-нибудь популярным новый танец так и не стал. На пластинках песенка выходила и в исполнении автора — композитора Людмилы Лядовой.
Моду попытались внедрить и в братской Болгарии. Здесь «Ай-люли» с лёгким акцентом спела Ирина Чмихова.
На ай-люли возлагались надежды и в 1970 году. Номер с новой версией песенки украсил фильм-концерт «Солнечная баллада». Здесь Тамара Миансарова выступает на проспекте Ильича в Донецке, куда перебралась в результате фактического запрета на профессию в Москве.
Съёмка задорная и жизнерадостная, но по-прежнему нет ясности, как танцевать ай-люли. Группа поддержки выписывает чересчур сложные пируэты. Такое с кондачка не спляшешь!
Читайте также:
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!