Война в Красном море не утихает, вызывая изменения на мировом нефтяном рынке, а вместе с ними - и экономические трения и между Россией и Саудовской Аравией. Через Суэцкий канал и Красное море следуют танкеры, перевозящие 12% всей мировой нефти.
Еще до начала февраля танкеры следовали морем, однако затем крупнейшие логистические компании планеты (Orient Overseas Container Line, Mediterranean Shipping Company, CMA CGM, Maersk и Hapag-Lloyd) объявили, что собираются перенаправить свои танкеры вокруг Африки. Чтобы их попросту не потопили хуситы.
Это привело к значительному сокращению контейнерной вместимости судов в районе Красного моря и Суэцкого канала. Удары хуситов (признаны террористической организацией в нескольких странах) привели к изменению маршрутов крупных нефтяных компаний, включая Shell. Количество танкеров в канале уже сократилось с начала года вдвое.
13 марта хуситы запустили противокорабельную баллистическую ракету в Красном море, хотя они никакого ущерба не принесли. В ответ на запуск коалиционные силы НАТО уничтожили четыре беспилотника и ракету класса "земля-воздух" на территории Йемена, контролируемой хуситами. Авиация США и Великобритании нанесли четыре удара по городу Бейт-аль-Факих и международному аэропорту Ходейды.
Хуситы объявили о введении новой системы входа кораблей в Красное море. Теперь все суда будут запрашивать разрешение у Йемена на вход в акваторию. Это решение было озвучено министром телекоммуникаций хуситов Мисфером аль-Нумайром.
Суда должны получить разрешение от управления по морским делам Йемена, контролируемого хуситами, прежде чем войти в йеменские воды. Повстанцы заявляют, что это делается из заботы о безопасности судов.
Территориальные воды, на которые распространяется новое требование, простираются на полпути до Баб-эль-Мандебского пролива шириной 20 км. Это узкое устье Красного моря, через которое проходит более 20% мирового судоходства.
Хуситы заявили, что не будут атаковать российские нефтяные танкеры, направляющиеся в Китай или Индию. Так что России не придется выбирать между использованием Суэцкого канала и длинным маршрутом вокруг мыса Доброй Надежды. Хотя канал предлагает сокращение времени в пути, он также взимает плату за транзит.
Впрочем, в выигрыше оказывается не только России, но и Саудовская Аравия, которая может укрепить позицию на мировом нефтяном рынке. Саудовской нефти по пути в Китай и Индию не нужно следовать через Красное море под обстрелами хуситов.
Саудовская Аравия стремится поддерживать цены на нефть путем сокращения поставок. Так что даже на фоне роста издержек других производителей соперничество между Россией и Саудовской Аравией за нефтяной рынок может подорвать единство ОПЕК.
Фото: Getty images.