Галя стремительной походкой шла к метро. Она была уверена в своей неотразимости. Во-первых, об этом ей говорили восхищённые взгляды встречных прохожих, во-вторых, она и сама знала, что коротенькая черная шубка и высокие сапоги производят на окружающих неизгладимое впечатление. Как и её колени, обтянутые фиолетовыми рейтузами.
«Так, Витька уже здесь. Молодец, пришёл пораньше, не придётся его ждать. А это ещё кто?» — подумала она, заприметив рядом с однокурсником незнакомую фигуру в шапке-пирожке, — «господи, да это ж только пенсионеры носят!».
«Знакомься, Галя, это мой приятель Борис», — сказал Виктор, — он тоже с нами пойдёт в кино, не возражаешь?»
Возражать Галя не стала. Романтики между ней и Виктором нет, значит, его друг не помешает. Правда, когда вечером она вернулась домой, впечатление от этого знакомства у неё осталось не очень хорошее. Борис был явно впечатлён и очень старался Галине понравиться. Но делал он это неуклюже: рассказывал какие-то странные, не всегда приличные анекдоты, сам над ними громко смеялся; да и выглядел странно в своей шапке и с металлической коронкой на переднем зубе, из-за которой был похож на уголовника.
«Никуда не денешься, влюбишься и женишься»
Нет, встречаться второй раз с этим типом она бы точно не стала. Но вот сам Борис думал иначе. Галина ему очень понравилась, и он стал предпринимать попытки провести с ней время вдвоём. Пригласил её в Дом кино. Вообще раздобыть билеты туда было чрезвычайно трудно, но Борис работал грузчиком на киностудии имени Горького и имел необходимые связи. Галя долго не соглашалась, но поскольку была фанаткой выставок, концертов, театра, кино, в конце концов не смогла устоять.
В третий раз они пошли в кафе, где были танцы, а их Галина тоже обожала. Они с Борисом так танцевали рок-н-ролл, что весь танцпол опустел: все стояли и смотрели на то, что они вытворяют. Вот после того случая Галя стала относиться к Борису более снисходительно. Стала ходить с ним в театр, на художественные выставки, слушала его увлечённые рассказы о живописи и в конце концов увидела в Борисе то, чего не видела раньше: тонкую, увлечённую творческую натуру. С ним было интересно! И Галина влюбилась.
«Она у меня математик, она всё знает»
Свадьбу Грачевские сыграли 16 апреля 1970 года. С деньгами у студентов было туго: обручальное кольцо для невесты переплавили из бабушкиных золотых коронок, а для жениха — из крышки от старинных золотых часов. Первым жильём молодожёнов стал небольшой домик без удобств, а когда Галя забеременела, они переехали в квартиру к её родителям. Из имущества была только полутораспальная диван-кровать и старый сундук, который служил пеленальным столиком, когда родился Максим.
— Галя, Галя! Скорее иди сюда! — Борис кричал таким голосом, будто потолок рухнул ему на голову. Галина не на шутку перепугалась и пулей прилетела из кухни в комнату.
— Что у вас случилось!? Что с Максимом!? — Галь, ничего такого не случилось. Просто он плачет. Я не знаю, что делать, — в быту Грачевский был совершенно беспомощен. Иногда только соглашался гладить пелёнки, но вообще целыми днями пропадал на работе. Он поступил во ВГИК на «Организацию кинопроизводства», от грузчика киностудии дослужился до администратора, снимал фильмы с Александром Роу, Василием Шукшиным. Поэтому стирка, готовка, уборка, уход за малышом — всё было на Гале, которая ещё как-то умудрялась писать диплом и делать чертежи (она училась в МИИТ). Кормила сына, в любую погоду вывозила коляску с ребёнком на улицу, а сама садилась за работу. Так и окончила институт.
«У Грачевских всегда было тепло и вкусно»
В 1974 году сценарист Александр Хмелик пригласил Бориса на производство детского журнала «Ералаш». Хмелику принадлежала идея, что нужно делать что-то подобное «Фитилю», но только для детей. Идея «выстрелила» и даже оказалась успешнее своего прототипа. Борис настолько загорелся производством этого журнала, что просто дышал и жил им. Даже в моменты финансовых кризисов он брал семейные отложенные деньги и вкладывал их в производство новых серий.
Семьёй занималась Галина. Максим рос, жить в одной комнатке родительской квартиры стало тесно, и Грачевские купили свою, отдельную кооперативную трёхкомнатную квартиру. Залезли в жуткие долги: Галя, кроме основной работы, устроилась уборщицей, мыла 18 подъездов, параллельно начала писать кандидатскую диссертацию.
В 1979-ом родилась Ксюша. Когда девочке было 3 года, она сильно заболела и Гале пришлось выбирать: здоровье ребёнка или работа. Конечно она выбрала благополучие дочки и стала домохозяйкой. Ухитрялась поддерживать дом в состоянии «полная чаша» даже в самые дефицитные времена: потрясающе готовила буквально из ничего, умела создавать уют, была гостеприимной хозяйкой. На вечеринках у Грачевских часто бывали Ярмольники, Якубовичи, Владимир Мигуля, Марк Минков. Для Галины не было ничего важнее её семьи. Борис это понимал и, казалось, ценил. Он часто повторял в интервью: «Всем, что у меня есть, я обязан своей жене».
«Финал семейного «Ералаша» оказался несмешным»
Всё рухнуло в 2004 году. Тогда, через 34 года брака Борис решил, что ему пора начинать новую жизнь. Однажды за завтраком он спокойно и обыденно сказал своей жене: «Я от тебя ухожу».
Честно говоря, Галина опешила от неожиданности, но не удивилась. Первые тревожные звоночки об обратной стороне характера Бориса начали появляться ещё давно. Например, до свадьбы они собрались пойти на концерт популярной тогда группы «Поющие гитары». Билетов у них не было, и в надежде «стрельнуть» билетик на входе они пришли к концертному залу. Лишними делиться никто не спешил, и ребята уже собрались идти домой, как вдруг подворачивается единственный билет.
И вдруг Борис спрашивает у Гали: «Может, ты не очень хочешь на концерт? А мне позарез необходимо там быть, понимаешь? А с тобой вдвоём мы ещё куда-нибудь обязательно сходим». Галя осталась стоять одна перед входом и долго не могла прийти в себя.
История повторилась через три десятка лет на вручении «Тэфи». Борис был уже известным, любимцем публики, купался в лучах славы и был уверен, что в этот вечер возьмёт статуэтку. Он пришёл на церемонию с супругой, пришли и дети-актёры, которые снимались в «Ералаше». И вдруг оказалось, что в партере четыре места, а их пятеро. Борис попросил Галю сесть в амфитеатре: «Галь, мне же с ребятами на сцену за премией выходить, надо сесть поближе, а ты иди туда». Галина снова почувствовала себя лишней. А «Тэфи» «Ералашу» тогда не дали.
А ещё Галина вспомнила, что, когда Максим был маленьким, она нашла рукописи Бориса. Это было что-то вроде очерка, где он признавался, что любит женщину, но не может быть с ней из-за жены и ребёнка. Через несколько лет нашла в кармане его костюма телефонный счёт за междугородние переговоры. Нет, привычки рыться в вещах мужа у неё не было. Просто Борис вернулся с кинофестиваля и нужно было освободить все карманы перед тем как отдать костюм в чистку. Борис утверждал, что это номер музыкальной студии, и они обсуждали музыку к новому эпизоду «Ералаша». Но позвонив по нему и услышав женский голос, который ничего не знал ни о какой студии, Галина всё поняла.
А ведь будущая свекровь предупреждала её перед свадьбой: «Галочка, ну почему ты так стремишься за него замуж? Поверь, намучаешься, как я. У них все мужики в роду ещё те ходоки налево...» Но Галя, как это часто бывает с молодыми девушками, не послушала умудрённую жизненным опытом женщину. Была уверена, что уж у неё-то в жизни всё будет по-другому, всё будет хорошо.
Конечно, она обижалась на какое-то время, уезжала на дачу, не разговаривала с мужем, наказывая его таким образом. Но в конце концов после долгих уговоров, раскаяния и просьб о прощении, она прощала.
А вот дочь Ксюша простить отца не смогла. С детства она мечтала работать вместе с ним в «Ералаше», потому что этот журнал считался семейным детищем. Её мечта сбылась, когда она окончила ВГИК. Правда, впечатления от работы с папой получились совсем не радужные. Ксения вдруг увидела властного, нетерпимого, тщеславного человека, который не выносил критики, никогда не соглашался с другим мнением и считал, что всё должно быть так, как решил он. На правах дочери она говорила ему правду в глаза, что ещё больше раздражало Грачевского. И когда ему это надоело, он уволил дочь «за плохую работу».
«Я не стала бы разрывать отношения с отцом из-за этого увольнения. Я бы поплакала немного, но пережила бы это. Я бы ему всё прощала, пока он был с мамой. А вот когда он ушёл, я его возненавидела. И теперь уже простить никогда не смогу», — признавалась Ксения в интервью.
Постскриптум
В 2010-м, через пять лет после разрыва с Галиной, Борис женился на актрисе Анне Панасенко. Она младше него на 37(!) лет. Неудивительно, что брак продлился четыре года.
В 2016 году Грачевский создал ещё одну семью. На сей раз его супругой стала Екатерина Белоцерковская. Она была моложе мужа на 35 (!) лет.
В январе 2021 Борис Юрьевич Грачевский скончался от последствий инфекции. Первая жена и старшие дети — Максим и Ксения — прощаться не пришли. Галина судилась за долю в уставном капитале компании «Ералаш», но суд ей отказал.