Мне нравится выражение, что нужно уходить с плохого фильма, не дочитывать плохую книгу, бросать плохих людей. Я понимаю это в буквальном смысле. Но мне всегда было неудобно так поступать, потому что вдруг дальше будет лучше. Но единственным результатом чтения/просмотра/общения «через силу» является потеря времени. С возрастом начинаешь понимать ценность времени, и становится жалко бессмысленных часов, дней и даже лет.
Взять, например, книгу, фильм или спектакль. Кажется, они не несут практической пользы и можно легко прожить без этих удовольствий. Но это только на первый взгляд. Хорошее, качественное содержание, прекрасная игра актеров, умный и интересный человек рядом, дадут намного больше, чем кажется. Это смена привычной обстановки, возможность задуматься над вечными вопросами, новые мысли, которые никогда не приходили в голову. Это шанс забыть о проблемах и унестись в другой мир, где на первом месте самые лучшие и светлые стороны жизни, где добро побеждает зло, а душа очищается под воздействием сильных эмоций. Хороший человек рядом может помочь, разделить радость или беду, подсказать выход из затруднительной ситуации. Все это помогает нам любить эту жизнь, несмотря на большое количество проблем, бед и несправедливостей.
Я с детства привыкла к хорошим книгам. Будь то книги о природе или приключения. Детективы или комедии. Рассказы или поэмы. Пятитомник или четверостишье. Психологический триллер или дневник одного дня. Спросите меня, какой жанр мне нравится больше, и я не смогу ответить. Скажу только, что люблю хорошие книги, фильмы или спектакли. А как я определяю, хорошее это или плохое? Очень просто. Если я читаю или смотрю, и при этом мне не скучно, значит это хорошее. Еще один критерий: я мысленно останавливаюсь и начинаю представлять себе сюжет в голове. Либо потом вспоминаю какую-то сцену из фильма, вновь и вновь смотрю ее в своем воображении. Где-то к середине произведения я начинаю ассоциировать себя с ГГ и мы вместе принимаем решения и действуем. Иногда мне не нравятся действия героев, тогда начинаю искать им оправдания, думать, почему именно так он или она поступили. В хороших книгах я всегда могу найти объяснения поступкам персонажей, потому что сама поступила бы также. Следовательно, главным критерием для меня является искренность и естественность их поступков. Не всегда даже правильных с точки зрения морали.
Плохие книги, фильмы и люди мне тоже попадаются, в последнее время все чаще. С первых страниц начинаю «спотыкаться» о стиль. Дальше меня добивает надуманность реплик и неестественность поступков. В голову не приходит ассоциировать себя с героями повествования, я не вижу логики в их действиях и отчетливо понимаю, что автор сидел и изо всех сил выдумывал сюжет. К середине мне становится неимоверно скучно и, поскольку, герои и ситуации выдуманы, а конец заранее предсказуем, участь такой книги предрешена. Тоже самое со спектаклями и фильмами. С фильмами проще, конечно. Я просто не смотрю современное российское кино, которое показывают по федеральным каналам. Возможно, сейчас там есть что-то достойное, но последний раз я смотрела несколько лет назад и это была пустая трата времени.
Вот наконец я подобралась к сегодняшнему походу на мюзикл «Ромео и Джульетта». С которого, да, я подговорила Марину уйти. Это было первый раз в моей жизни, чтобы я встала и так демонстративно вышла. Обычно я так не делаю, даже если не нравится: мало ли у кого какие вкусы, актеры ведь старались, готовились, и это не Лестер Сквер и не Бродвей в конце концов. А всего лишь провинциальный любительский театр. Но даже этот аргумент не заставил меня мучиться еще полчаса, особенно после того, как убили Тибальта. А она единственная, кто умела там петь. Я не ошиблась: Тибальта играла женщина с нарисованными усами и бородкой. Все бы ничего, вполне можно смириться, если бы не грудь пятого размера. Но она хотя бы пела более-менее понятно, хотя меня раздражала ее беготня с кинжалом по сцене. Вообще, там все были какие-то психованные и орали друг на друга, как ненормальные. Сам Капулетти весь спектакль ходил мумией, с аккуратной модной стрижкой из Барбер шопа и в удлиненном, довольно-таки стильном, пиджаке. Но и он под конец сорвался и стал орать, как бешеный, когда Джульетта отказалась выходить замуж за Бориса. По сюжету он Парис, но для местной публики стал Борисом. Думаю, перед выступлением режиссер дала установку на эмоции и все очень старались: заламывали руки, прыгали по сцене и орали. Там еще со звуком были проблемы, слова в песнях было сложно разобрать, и когда убили Тибальта, мне удалось уговорить Марину уйти. Ей тоже было неудобно, но дальше остались только безголосые, и которые сегодня были «не в голосе», актеры. А там еще сюжет со священником, долгие и нудные страдания Джульетты, долгие и нудные страдания Ромео, всеобщие страдания на их похоронах, а потом всеобщее примирение. С одной стороны, мне было жалко двести рублей, с другой стороны, хорошо, что мы с Мариной посидели в машине перед началом. У меня был коньяк и мандарины, это дало возможность выдержать два часа и при прощании Марина призналась, что если бы не коньяк, вечер был бы загублен. Это сказала не я, а Марина, которой нравится почти все, что она смотрит. В прошлый раз ей сильно понравился «Медный Всадник» в постановке другого местного театра, который мне совсем не зашел.
Что хочу сказать. Надо было уходить раньше. В деревню я поехала уже по темноте. Там бедная Чарка уже сходила с ума от голода, но мне не удалось ее как следует покормить: было слишком темно и грязно. Мы прошли с Умой по полю и почти утонули в грязи, погулять как следует не получилось. Представляю, какой завтра утром я увижу свою машину….
Кстати, неделей раньше я провела в театре гораздо больше времени и потратила гораздо больше денег, но ни капли не пожалела. Это была постановка «Мастер и Маргарита» от московского академического театра, который приезжал с гастролями в областной центр. Но это уже совсем другая история.