Если немного поискать, то каналы можно найти не только в Британии, и не только в Венеции. Вот, например, Милан. Знаете ли Вы, сограждане Рунета, что Милан издавна был изрезан сетью каналов, а некоторые места города напоминали Венецию? Система шлюзов обеспечивала их судоходность. Каналы соединяли Милан с озерами Маджоре и Комо, а также с городом Павия. В XV веке к строительству каналов Милана приложил руку сам Леонардо да Винчи. Он изобрел новый способ проектирования каналов с помощью использования видов с высоты птичьего полета. Леонардо занимался соединением канала Мартезана с другими каналами, а также работал над проектом отвода порогов Адды непосредственно в озеро Комо. Павийский канал, законченный в 1819 году, соединил Милан с рекой По, и Милан получил выход в Адриатику, то есть можно было на корабле попасть из Венеции прямо в Милан!
Однако, многие каналы канули в Лету. Кольцевой канал Милана (Cerchia dei navigli) сейчас похоронен под плитами и стал автодорогой вокруг исторического центра, а когда-то использовался в качестве оборонительного рва, заполненного водой. До настоящего времени в Милане сохранилось только 3 канала – Naviglio Grande (самый древний), Naviglio Pavese, Naviglio della Martesana.
В самом Милане район Навильи (что на итальянском означает «каналы» ) – это док Порта Тичинезе (Дарсена), городские части Большого канала (Навильо Гранде) и канала Навильо Павезе. Сейчас это самый тусовочный район Милана. Здесь множество модных бутиков, ресторанов, арт-галерей, антикварный и «блошиный» рынки. Это район художников, моделей, музыкантов и студентов. Тут есть улицы, сплошь разрисованные весьма профессионально граффити (но об этом в другой раз). Сегодня предлагаю променад вдоль канала Навильо Гранде. Канал весьма длинный, так что прогуляемся только по половине его городской части – от церкви Сан-Кристофоро до заводи Дарсена.
Naviglio Grande был выкопан, вероятно в качестве оборонительного рва, в 1157 году под руководством генуэзца Джульельмо да Гуинтеллино, военного инженера. Собственно как судоходный канал строился на участке Гаджано-Милан с 1177 года по 1272 год. Так что, этот канал намного старше британских. Канал отходит от реки Тичино и 50 км течёт по провинции Торнавенто до дока Дарсена ди Порта Тичинезе в черте Милана. На нём нет шлюзов, используется естественный уклон рельефа местности. По каналу ходили на плоскодонных лодках и баржах. Плыть по течению не составляло труда, а вот в обратном направлении лодки таскали упряжки лошадей, иногда бурлаки. Именно по Большому каналу баржи везли мрамор для постройки Дуомо. В загородной части канала к нему примыкают великолепные виллы с тенистыми садами, на протяжении веков излюбленные места отдыха обеспеченных миланцев. Колокольня церкви Сан-Кристофоро была своеобразным маяком, ориентиром для тех, кто шёл со стороны Тичино в сторону Милана. Святой Христофор в средние века считался заступником путешественников, паломников и лодочников.
Церковь Сан-Кристофоро (San Christoforo sul Naviglio) интересна - состоит из двух строений: романского, построенного в 1250 году, и готической «Герцогской капеллы», возведенной по воле Джан-Галеаццо Висконти в 1398-1405 годах. Здания всегда были связаны между собой различными элементами, а в 1625 году разделявшую их стену снесли окончательно, превратив здание в двухнефную базилику. На фасаде романского нефа - портал из типичного для Ломбардии обожжённого камня, базилику также украшают витражи, круглое резное окно, гербы семьи Висконти и города Милана.
Однако, прогуляемся по каналу визуально-виртуально. Просто полюбуемся видами и атмосферой старого Милана.
У моста возвышается Церковь Святой Марии делле Грацие в Навильо (Chiesa di S. Maria delle Grazie at Naviglio). В 1556 году была построена часовня, в которой был изображен образ Мадонны. Позже часовня была разрушена, и на ее месте построена большая барочная церковь, которая была разрушена в конце XIX века, поскольку стала слишком мала для растущего прихода. Новый храм был построен в 1901-1909 годах.
Виколо ди Лавандаи (переулок Прачек) – романтический уголок у канала. Это комплекс старинных каменных прачечных, где стирали бельё до 50-х годов XX века. (Кстати, вплоть до XIX века этим делом в Милане занимались мужчины, а вовсе не женщины. Гильдия мужчин-прачек существовала уже в 1700 году). Сейчас это памятник истории.
Док, или Дарсена ди Милано, — это заводь в месте слияния Навильо Гранде и Навильо Павезе, где находится один из самых важных исторических портов Ломбардии, хотя он вовсе не на реке. Когда-то здесь было озеро Сант-Эусторджо, названное так в честь расположенной рядом одноимённой церкви. В период 1830-1900 годов сюда приходило около 8300 судов в год, а в 1953 году Порт Тичинезе был 13-м в стране по объему полученных грузов. Но, с 1979 года Большой канал используется только по своему первоначальному назначению – для орошения. Хотя есть планы возобновления судоходства по каналам.
Однако, вернемся к церкви Сан-Кристофоро...
Удачи и чудных прогулок всем дочитавшим!
Часть информации почерпнута тут и там.
#италия #милан #большой канал #путешествие #туризм #история