Найти тему
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ

Летчик-герой Евгений Пепеляев

Здравствуйте уважаемые читатели. Продолжаем рассказ о советских летчиках в Корейской войне. В одной из прошлых статей я рассказал о "споре" между советскими истребителями Николае Сутягине и Евгении Пепеляеве. Разумеется не личном споре, но для нас не менее интересном, а именно: кто из них был самым результативным пилотом-истребителем мира за всю историю реактивной авиации. О Сутягине я уже рассказал.

Сегодня речь о Евгении Георгиевиче Пепеляеве.

В принципе, его жизнь типична для мальчишки межвоенной поры. Родился в далеком Бодайбо. Учился в школе, ФЗО, поступил в Омский железнодорожно - строительный техникум. Но, как и все мальчишки той поры грезил небом. К тому же в семье Евгения был пример - его старший брат Константин. И бросив все, 18-ти летний Евгений переезжает к брату - в Одессу. Поступает в аэроклуб, работает и в 1938 году получает погоны лейтенанта и становится военным летчиком. Служить ему довелось на Дальнем Востоке. Вот такая одиссея к 20-ти годам: Бодайбо - Омск - Одесса - Дальний Восток. Там его и застала Великая Отечественная война.

Евгений, как и многие его однополчане рвался на фронт, но союзница Германии - Япония вынуждала СССР держать в труднейшие годы ВОВ крупную группировку на Дальнем Востоке, в том числе и авиационную. Повоевать нашему герою удалось только в 43-ем, да и то совсем не долго. Его отправили на боевую стажировку. Как он сам вспоминал:"12 вылетов, три боя, побед не было". Брат Евгения, летчик-истребитель Константин Пепеляев погиб в 1941 году...

Как и его "соратник-соперник" Николай Сутягин поучаствовал в 45-ом в боевых действиях против Японии, но врага в небе так и не увидел. Шанс проявить себя, как боевому летчику, дала война в Корее. Туда Пепеляев отправился в составе 34 авиадивизии (в которой Пепеляев на тот момент был командиром одного из полков - 196-го). Дивизией командовал самый результативный ас антигитлеровской коалиции Второй Мировой - Иван Никитич Кожедуб. Вот такая улыбка судьбы. Легенда эпохи поршневых истребителей вез на войну пилота, которому суждено было стать легендой эпохи реактивной.

Понятно, что у комполка и помимо боевых вылетов есть много забот. Помните, как в киноленте "В бой идут одни старики" "батя-комполка" и переживал за пропавшего "Маэстро" и решал вопрос с "комедией, которую соседний полк перехватил".

Не знаю как с кинофильмами, но вот боевой работой своего полка Евгений Гергиевич руководил блестяще. Его 196 ГИАП оказался одним из лучших в той войне. 108 побед, при потере 10 своих самолетов и 4-х летчиков.

Хотя первые бои оказались на редкость тяжелыми. Полк прибыл на место базирования 1 апреля 1951 года и первый воздушный бой прошел уже в тот же день. Результатом стала очень трудная "ничья": советские летчики сбили пару "американцев", но и сами потеряли два МиГа.
Но при всех заботах комполка летал, и как летал!

В мае 1951 года, он "сковырнул" свой первый "Сейбр", причем так, что американский летчик даже не заметил что его атакуют. Дальше-больше. Менее чем через год их будет уже 20. Хотя многие исследователи считают что их на три больше. Дело в том, что среди немногих потерь полка Пепеляева оказался и его друг и ведомый А.Рыжков. До гибели он успел одержать две победы и с тремя "пепеляевскими" их получалось пять. Столько требовалось для представления к званию Героя Советского союза.

ВВС СССР в той войне показало себя отлично, но на фоне других наших летчиков Пепеляев выделяется не только количеством сбитых вражеских самолетов. Хотел бы чуть подробнее остановиться вот на каком моменте.

Евгений Георгиевич оказался одним из очень немногих пилотов кому удалось "завалить" два "американца" за один бой. Схватки реактивных самолетов очень быстротечны и стремительны - считанные минуты. Этих считанных минут хватило, чтобы увеличить счет побед сразу на два. Это говорит о Пепеляеве как о пилоте, а вот то, что летчики его полка добавили к этому еще пять - уже характеризует его как командира.

-2

цЕго командировка в Корею длилась 414 дней. После возвращения Пепеляев продолжил службу. В 1958 окончил академию Генштаба, летал до 1962 (травма полученная при перегрузке "закрыла" для него небо, увы).

-3

Демобилизовался в 1973. Умер этот выдающийся летчик и замечательный человек совсем недавно, в 2013 году. Вечного ему полета!