В промежутке между концом 19 – и концом 20 века в процесс исследования методов преподавания иностранного языка было вовлечено много экспертов. Они искали один идеальный метод, который подходил бы самым разным ученикам для обучения в классе. В связи с этим, когда описывают методы преподавания иностранного языка, то перечисляют разные методы в определенной последовательности, каждый из которых со временем отбрасывается из-за недостатков, а его место занимает другой.
Что же такое метод обучения языку? Еще в 60-х годах прошлого века американским лингвистом Эдвардом Энтони было дано превосходное определение методу. Согласно его концепции нужно различать подход, метод и технику. Подход – это набор предположений о природе языка, обучении и изучении языка. Метод – это системный план обучения, основанный на выбранном подходе. Техника – это конкретные приемы, используемые на уроке, которые соответствуют методу и подходу обучения. В литературе высказываются и иные определения для метода обучения, но в целом подход Энтони является наиболее распространенным.
В настоящее время отдельные методы уже не являются центральной темой исследования методологии изучения языка. Уже в 80-х годах прошлого века высказывались мысли о том, что одержимость поиском одного уникального и универсального метода непродуктивна. А поиски эти начались примерно в 1880 г. с публикации Франсуа Гуэна «Искусство преподавания и обучения иностранным языкам», в которой он пропагандировал натуральный метод. После Чарльз Берлиц стал продвигать прямой метод, в конце 40-х годов его заменил аудиолингвальный метод, а в 60-е метод, основанный на когнитивном подходе. В 70-е были разработаны метод тишины, суггестопедии, полного физического ответа и другие. Почему же сейчас отдельные методы не пользуются популярностью у ученых как ранее? Можно назвать 4 причины:
1)Методы носят предписывающий и при этом слишком обобщенный характер. То есть они императивно указывают, как нужно поступать, еще до того, как становится понятным контекст обучения;
2)Как правило, методы сильно различаются только на первых этапах обучения, а потом становятся практически одинаковыми;
3)Ранее считалось, что эффективность метода можно проверить эмпирическим путем, сейчас уже исходят из того, что точных данных по результатам экспериментов получить не удастся;
4)Определенные методы часто продвигаются на основе не научных данных, а исходя из корыстных, в том числе политических мотивов.
В связи с вышесказанным можно упомянуть мнение австралийского лингвиста Дэвида Нунэна, который указал, что никогда не будет найден такой метод обучения, который станет универсальным, поэтому в последнее время особое внимание уделяется такому направлению лингвистики как усвоение второго языка, результаты которого применяются в процессе преподавания в классе, исходя из динамики развития учеников.
Итак, в начале 70-80-х годов активно пропагандировались и рекламировались разные методы преподавания иностранного языка. Сейчас же, наоборот, учат применять разные методы в зависимости от ситуации, и которые основаны на достижениях лингвистической науки. В результате были выработаны ряд принципов, которыми предлагается пользоваться учителям для диагностики состояния класса, чтобы в дальнейшем применять к ним подходящие методы преподавания.
Здесь нужно сказать, что подходы, применяемые разными учителями, будут различаться. Причин тому две: сами подходы к преподаванию языка динамичны и постоянно развиваются; все результаты исследований в области педагогики и сферы усвоения второго языка дают лишь пищу для размышления, но не являются исключительными доказательствами верности определенной гипотезы. Поэтому учитель, опираясь на научные данные и собственные наблюдения, всегда идет на риск, применяя те или иные методы обучения, эффективность которых он оценивает уже по получаемым спустя время результатам.
Выбирая тот или иной подход, учитель обычно исходит из следующих 12 принципов, установленных лингвистикой:
1)Эффективное усвоение иностранного языка предполагает постепенный переход к автоматизму в применении тех или иных правил и выражений, поэтому на определенных этапах нужно отказываться от чрезмерного анализа информации и просто вырабатывать автоматическое применение.
2)При выборе между пониманием значения и смысла того или иного правила или слова и автоматическим заучиванием, следует выбирать первое.
3)Человек более мотивирован, когда он получает вознаграждение. Хотя в долгосрочной перспективе награждением является знание языка, человеку все равно нужны небольшие мотивирующие вознаграждения на уроке.
4)Наиболее мощной является внутренняя мотивация, основанная на потребностях и желаниях ученика. При наличии сильной внутренней мотивации не нужны даже внешние воздействия со стороны родителей или учителей.
5)Успешное освоение языка – результат вложенных усилий и времени, а также индивидуальных стратегий, которые использует ученик для понимания и воспроизводства языка.
6)При изучении нового языка развивается новый тип мышления, фактически возникает новая идентичность человека. Все это может вызвать внутренний протест, поскольку человек начинает чувствовать себя более растерянным и хрупким.
7)В основе достижений учащихся лежит их вера в себя.
8)Для успешного усвоения языка нужно работать с материалом чуть-чуть сложнее того, который по силам.
9)При преподавании языка необходимо обращать внимание на культуру носителей языка.
10)Родной язык влияет на изучение иностранного языка. Он иногда оказывает положительное, а иногда отрицательное влияние, причем последнее замечается сильнее.
11)Для развития в изучении второго языка нужно получение обратной связи.
12)При изучении языка нужно стараться научить говорить подходящими для ситуаций выражениями, обращать больше внимания на беглость, а не точность речи.
Применение данного подхода побуждает учителя к диагностике учеников, чтобы понять их потребности и ожидания и подобрать подходящий метод обучения. Комплексно применяя разные техники и оценивая полученные результаты, учитель находится в постоянном поиске подходящего метода обучения.
На первом этапе учитель строит план обучения, исходя из следующих данных: страна обучения, экономические возможности обучающегося, его цели, ограничения во времени обучения. При этом обращается внимание на то, есть ли внутренняя мотивация у ученика, есть ли у него сопротивление к изучению, связанное с появлением новой идентичности при изучении языка, какова связь родной культуры и стран изучаемого языка.
На втором этапе важны конкретные лингвистические потребности ученика. Обычно считается, что нужно развивать коммуникативные навыки. Здесь обращают внимание на то, насколько различаются родной и изучаемый язык и как это влияет на процесс обучения; в какой форме можно применять аутентичные тексты. Не менее важно провести диагностику и самого ученика, чтобы исходя из вышеназванных особенностей подстроить под него программу обучения.
Следующий этап – применение подходящих методов обучения. Некоторые считают, что это может быть один метод обучения, например, если на этапе диагностики выясняется, что ученику нужно много физической активности вместо металингвистических объяснений, то предлагается использовать метод полного физического ответа. Однако на самом деле применение данного метода является хотя и нужным, но не стопроцентным по времени обучения, поскольку лишь один метод не может закрыть все потребности обучающегося. Учитель также выбирает методы, направленные на поддержку и развитие внутренней мотивации, для этого он может ответить для себя на такие вопросы:
1)имеет ли используемая методика какое-то отношение к жизни учеников?
2)осознают ли они цель выбранного метода обучения?
3)побуждает ли методика учеников к саморазвитию?
4)способствует ли методика автономии учеников?
5)получают ли учащиеся обратную связь?
В рамках обучения также предлагается обратить внимание на следующее:
1)петь песни, играть в игры, разгадывать загадки – любыми способами снимать напряженность;
2)хвалить за приложенные усилия и беглость речи; давать задания на говорение и письмо дома;
3)повышать уверенность в себе;
4)повышать внутреннюю мотивацию, снижать значимость выпускного экзамена по сравнению с теми перспективами, которые дает владение языком в жизни;
5)снижать конкуренцию и вести себя как команда;
6)применение разных упражнений на говорение, где цель – беглость, а не правильность;
7)поощрять задавать вопросы, давать краткие объяснения, сочетать несколько тем;
8)хвалить за догадки и исправлять только некоторые, а не все ошибки;
9)давать возможность самим найти свои ошибки и исправить их;
10)поощрять к самостоятельному изучению, дополнительной работе дома.
Итак, современный подход к преподаванию языка основан на том, чтобы не зацикливаться на одном методе, а исходить из контекста обучения, имеющихся возможностей, целей, задач и особенностей ученика.
Спасибо за прочтение и лайки:) Если вы интересуетесь английским языком, то подписывайтесь на мой канал вк (https://vk.com/iluminary1), где я кратко рассматриваю его с самых разных сторон:)