Методические рекомендации для преподавателей.
Поговорим про эскиз – пластическую идею будущей работы. Любой работы, будь то натюрморт, пейзаж или жанровая композиция.
Эскиз крайне важен в работе с любым жанром.
Часто и взрослые, и дети меня спрашивают, зачем нужен эскиз в работе с натуры, если можно просто сфотографировать и кадрировать.
И это большое заблуждение!Ошибка думать, что в эскизе Вы решаете только задачу размещения предметов в формате. Конечно же, в том числе, и это, но не только. Основная задача любого эскиза – принять композиционное решение.
В композиционное решение входят следующие понятия:
• Формат (пропорции)
• Тональный знак
• Интервалы
• Колорит
• Ритм, пластика
• Акценты (главное/второстепенное)
• Тональные отношения
Помним, что в работе с натуры задача:
- принять композиционное и колористическое решение в эскизе
- добиться узнаваемости постановки
- передать основные цветовые и тональные её характеристики
При этом стоит заметить, что в зависимости от возраста и уровня подготовки/класса важно оценивать разные критерии:
- 1-2 класс – точность, цельность, вариативность
- 3-4 класс – вариативность, цельность, точность
В первых эскизах будет следующий порядок:
1. Обозначить размер (маленький)
2. Начать с выбора формата.
3. Настаивать на поиске общего силуэта.
4. Показать последовательность работы (послойная акварель).
5. Отслеживать верную последовательность, тональную точность каждого слоя.
6. Вовремя остановить ребенка, чтобы он не успел сделать картинку.
В более старших классах в эскизах будут преобладать композиционные задачи.