Найти в Дзене
Философский ликбез

Краткая история неоплатонизма

Плотин (205-270) – ученик Аммония Саккаса, утверждал, что в основной части лишь пересказывает его учение. В 244 году Плотин приехал в Рим (до этого он жил в основном в Александрии) и основал свою школу, т.е. кружок постоянных слушателей. Только в пятидесятилетнем возрасте он начал писать трактаты, которые после его смерти сгруппировал ученик Порфирий. Получились Эннеады – 6 книг по 9 трактатов в каждой. Он же написал его биографию («Жизнь Плотина»). Основа философии Плотина – учение о трех ипостасях: Единое, Ум и Душа, которые последовательно «исходят» друг из друга и иерархически друг другу соподчинены (некоторые исследователи говорят лишь о двух «ипостасях» или третьей считают «космос», не относя к числу ипостасей Единое и указывая, что они являются «ипостасями Единого»). Уже ближайший ученик Порфирий (~234-305) стал вносить свою лепту в неоплатоническую традицию. Так, с его именем связывают начало практики толкования текстов (экзегезы) – Платона, Аристотеля и самого Плотина. Также о
Оглавление

3 в. / Римский период (Римская школа)

Плотин (205-270) – ученик Аммония Саккаса, утверждал, что в основной части лишь пересказывает его учение. В 244 году Плотин приехал в Рим (до этого он жил в основном в Александрии) и основал свою школу, т.е. кружок постоянных слушателей.

Только в пятидесятилетнем возрасте он начал писать трактаты, которые после его смерти сгруппировал ученик Порфирий. Получились Эннеады – 6 книг по 9 трактатов в каждой. Он же написал его биографию («Жизнь Плотина»).

Основа философии Плотина – учение о трех ипостасях: Единое, Ум и Душа, которые последовательно «исходят» друг из друга и иерархически друг другу соподчинены (некоторые исследователи говорят лишь о двух «ипостасях» или третьей считают «космос», не относя к числу ипостасей Единое и указывая, что они являются «ипостасями Единого»).

Уже ближайший ученик Порфирий (~234-305) стал вносить свою лепту в неоплатоническую традицию. Так, с его именем связывают начало практики толкования текстов (экзегезы) – Платона, Аристотеля и самого Плотина. Также он разделил область Ума на три части – Бытие, Жизнь и... Ум (как мыслящее начало, в отличие от Бытия-«мыслимого»). В следующие века только продолжалось деление ипостасей на части, введение между ними промежуточных и детализированное их описание. Также закреплялась и увеличивала масштабы практика толкования текстов.

В отличие от Плотина, который отвергал аристотелевские категории (как описывающие лишь чувственный мир, а не умопостигаемый), Порфирий сильнее одобрял аристотелизм. Он написал знаменитое «Введение» (Исагогэ) к «Категориям» Аристотеля, которое сильнейшим образом повлияло на средневековую философию, благодаря переводу его на латынь Боэцием. Также он написал сохранившийся трактат «Подступы к умопостигаемому», и ему приписывают анонимный «Комментарий на Парменид».

3-4 вв. / Сирийский период (Сирийская школа в Антиохии + Пергамская школа)

В Сирийской школе основное лицо – Ямвлих Халкидский (242-325), скорее всего, и сам сириец по происхождению. Она возникла параллельно деятельности Порфирия в Риме, и Ямвлиха иногда принято считать своенравным учеником Порфирия и Римской школы.

Ямвлих упрочил традицию экзегетической деятельности в неоплатонизме. Он даже выделял в комментировании одних и тех же диалогов Платона разные слои интерпретации: физический, этический, теологический и т.д. С его именем связано введение в неоплатонизм концепта «священных текстов»: такими стали диалоги Платона («Канон Ямвлиха»), т.н. «Халдейские оракулы», а также он не единожды ссылался на Герметический корпус в сочинении «О египетских мистериях». Помимо него, Ямвлих также написал влиятельное произведение «Совершеннейшая халдейская теология» в 28 книгах, которое до нас не дошло, комментарии на Платона и Аристотеля и множество сочинений пифагорейской тематики.

Вторая сторона его учения – большее по сравнению с Плотином внимание к религии, и связанная с ней концепция теургии. Последняя представляет собой некую «философскую магию» или «практическую теологию». В толковании Ямвлиха теургия – ни в коем случае не «эксплуатация богов», а взаимное действие вместе с ними, в котором субъектом скорее являются боги; также она связана с исполнением закрепленных в конкретных традициях жреческих практик.

Среди доктринальных новшеств Ямвлиха можно назвать следующие. Он начал разрабатывать и активно использовать понятия пребывание (μονή), исхождение (πρόοδος) и возвращение (ἐπιστροφή), представляющие собой некую «динамическую» сторону описания мира неоплатониками. Также он «разделил» Единое на два: всеединое (ἕν πάντα) и полностью трансцендентное и невыразимое. В отношении Единого, Ума и Души Ямвлих вместо «ипостасей» использовал понятие «мироустройства» (διακόσμησις), а количество их «подуровней» увеличил до неприличного.

У Ямвлиха было несколько учеников, одним из которых был Эдесий Каппадокийский (290-355). В середине 4 века он перенес школу из Антиохии в Пергам (Малая Азия), став основателем Пергамской школы. Будучи учеником Ямвлиха, он сам был учителем главных деятелей этой школы, а также самого императора Юлиана Отступника. Хрисанфий из Сард же был воспитателем юного Юлиана, а Максим Эфесский его официальным советником. Они оказали большое влияние на попытки императора возродить и «реформировать» языческую религию на новых неоплатонических началах. Однако этим реформам не удалось осуществиться, так как Юлиан правил всего два года и погиб на войне с Персией в 363 году.

Пергамская школа впитала именно «ямвлиховский» неоплатонизм (в целом весь неоплатонизм после Ямвлиха иногда называют «пост-ямвлиховским») и продолжала его религиозно-теургическую наклонность. Нам известно достаточно много связанных с ней имен, но мало по поводу них подробностей, особенно в философской теоретической части. Самой большой работой этого периода, дошедшей до нас, стал трактат «О богах и о мире» Саллюстия, во многом опирающийся на теологию Ямвлиха.

Важным событием для истории неоплатонизма стал фактический запрет язычества в конце 4 века (при императоре Валентиниане II и Феодосие I), сменивший попытку его возрождения Юлианом. Вначале на территории Римской Империи было запрещено проведение языческих ритуалов и посещение храмов, через какое-то время их уже стали разрушать, а также сжигать языческие книги, в особенности касающиеся языческой практики (книги заклинаний, молитв и т.д.), были разогнаны весталки и даже прекращены Олимпийские игры. Это привело к вынужденной «экзотеричности» неоплатонизма, особенно в отношении практик.

5-6 вв. / Афино-александрийский период (Афинская школа + Александрийская школа)

Новую школу основал Плутарх Афинский, а следующим ее главой стал Сириан. Учеником их обоих был Прокл (412-485). О Плутархе Афинском и Сириане известно прежде всего по косвенным источникам, и первый известен в основном как возродитель афинской «Академии», а второй как учитель Прокла, очень им уважаемый.

От Прокла дошло достаточно много сочинений. Среди них комментарии к диалогам Платона, философский трактат «Начала теологии» (в издании 1993 г. «Первоосновы теологии») и уже полноценно теологический трактат «Платоновская теология».

Государственные запреты не остановили языческое рвение Прокла. Так, по крайней мере согласно описанию его биографа Марина (будущего преемника школы), он соблюдал обряды всех религий, за исключением христианства, и воспринимал фигуру философа как «иерея всего мира». Согласно этому же источнику, ему пришлось на один год уехать из Афин в Лидию из-за гонений, «когда зложелатели, словно гигантские коршуны, обрушились на него, как на добычу» и он «решил уступить ходу вещей». После возвращения он продолжил управлять школой.

В отношении вклада в общий облик неоплатонизма Прокл только продолжил процессы, запущенные его предшественниками. Считается, что он написал комментарии к каждому из диалогов ямвлиховского «канона» и каждой Эннеаде Плотина. Он также продолжил дробление сущностей и трудился над подробным их описанием, а для решения проблемы пропасти между сверхсущим Единым и Умом (Бытием), где у Ямвлиха находилось «второе Единое», использовал понятие «генад» – неделимых единиц, представляющих собой первое множество, однако родственное Единому. Помимо этого, Прокл активно использовал и разрабатывал технические понятия «приобщенности» и «причинности», понимая их логико-онтологически. Интересно, что у Прокла, а отнюдь не у самого Платона, мы можем найти часто употребимое в популярных интерпретациях понятие «мир идей» (διάκοσμος τῶν εἰδῶν).

Следующим схолархом, оставившим нам проработанные философские труды, стал Дамаский (~460-538). В «Комментарии к Пармениду» и трактате «О первых началах» он детально описывает подходы его предшественников, указывает на различные теоретические проблемы («апории»), приводит доводы за и против к различным вариантам их решения, из-за чего его иногда называют неоплатоническим апоретиком.

В период его схолархии вышел указ Юстиниана о запрете язычникам преподавать философию (529 г.), что привело к закрытию Афинской школы и эмиграции ее участников в Персию, ко двору царя Хосрова I. Через несколько лет им было позволено вернуться, но о дальнейшем их месте пребывания и судьбе с точностью неизвестно. Некоторые исследователи считают, что они обосновались где-то в Сирии, другие, что часть участников во главе с Симпликием (~490-560) поселились в городе Харран (совр. юго-восток Турции), сохранив там философскую школу до X в. и оставив богатые античные библиотеки.

Александрийская школа возникла как кафедра платоновской философии при александрийском риторическом училище. Ее основателем считается Гиерокл (ученик Плутарха Афинского), а преемниками Гермий (ученик Сириана) и затем сын Гермия Аммоний, – который учился в Афинах уже у Прокла, а затем вернулся в Александрию и стал главой школы. В целом, можно заметить, что между Афинской и Александрийской школой множество пересечений, так, Дамаский уже наоборот в молодости слушал лекции Аммония в Александрии.

В то время Александрия была столицей христианского мира, и это оказало на школу немалое влияние. Считается, что Аммоний, сын Гермия (~435-520) не преподавал религиозную составляющую неоплатонической философии по компромиссу с городскими христианскими властями, за что Дамаский впоследствии его остро критиковал (некоторые даже считают, что он мог тайно принять христианство). Также в школе начиная с Аммония прослеживается фокус на истолкование Аристотеля в ущерб Платону; Аммоний типично для поздней Античности полагал, что между «гениальным Аристотелем» и «божественным Платоном» нет противоречия.

Последним языческим главой школы был Олимпиодор (495-570), от которого до нас дошли комментарии на Платона и Аристотеля. После него школа утратила собственно неоплатонический характер, стала скорее аристотелевской и через некоторое время переместилась в Константинополь. Среди поздних деятелей стоит также назвать Иоанна Филопона (~490-570), который уже скорее представлял собой христианского аристотелиста и критиковал с позиции христианства классический неоплатонизм.