При том, что Ереван является одним из самых древних городов мира (отсчет идет от основания крепости Эребуни в 782 год до н.э., в период царства Урарту, остатки которой сохранились до наших дней), история столицы Армении никогда не располагала к сохранению большого количества исторических артефактов. Войны и вторжения, смены властей и режимов и природные катаклизмы раз за разом заставляют ереванцев отстраивать город заново. Облик современного Еревана в центральной его части сложился в первой половине XX века, когда советские строители превращали столицу Армении в город-сад из розового туфа. Из старинных районов сохранился лишь Конд и несколько дореволюционных зданий в центре. А в позднесоветскую эпоху город прирос новыми районами с типовой многоэтажной застройкой. Помимо крепости Эребуни и городища Шенгавит с древнейших времен в Ереване ничего не сохранилось. Из средних веков до нас дошли персидские памятники - пара жилых домов и полуразрушенная мечеть в Конде (кстати, спешите их увидеть, скоро район могут разрушить в угоду строительству коммерческого центра), знаменитая отреставрированная Голубая мечеть на проспекте Месропа Маштоца, а также несколько христианских церквей – часть в историческом центре, часть в присоединенных во времена СССР районах. Церкви находятся в разном состоянии, но все в той или иной мере функционируют. О них я сейчас и расскажу.
Пожалуй, самое интригующее место – это церковь Пресвятой Богородицы Катогике, или Аванский храм, основанная в VI веке. Это старейшая церковь в черте современного Еревана, сохранившаяся до наших дней. Она построена между 591 и 602 годами, реконструировалась в начале 1940-х и в 1950-х-60-х гг. но все равно ныне находится в состоянии полуруин. Храм находится в районе частной застройки, и, несмотря на состояние, в него приходят местные жители – это очень характерно для Армении. Не уверена, что церкви подошла бы полная реставрация-реконструкция, но что-то с ней, безусловно, делать надо, чтобы она окончательно не была утрачена. Добираться Аванского храма прилично. Туда я доехала на автобусе до начала проспекта Гая в Нор-Норке, а оттуда взяла такси за небольшие деньги. Примерно в десяти минутах ходьбы от храма находится остановка автобуса, и я выезжала в центр на 58-м маршруте, который идет в Эребуни через Арабкир и центр. Можно совместить посещение с походом в Ботанический сад, особенно если вы передвигаетесь на машине или такси.
Больше фототографий Аванского храма в галерее:
Небольшая галерея из парка в начале проспекта Гая в Нор-Норке, где я сделала небольшую остановку по дороге в Аванский храм:
Дальше отправимся в Кентрон. На пересечении улицы Абовяна и проспекта Саят-Новы и практически напротив Театра кукол находится огромный современный храмовый комплекс – большая церковь Святой Анны, а также ереванская резиденция Католикоса, построенные к 2015 году. На фоне могучего, но достаточно простого по дизайну новодела ярко выделяется средневековая Церковь Святой Богородицы Катогике, чудом пережившая землетрясения и борьбу с религиозными ценностями в советские времена. Датой ее основания считается 1264 год. До 1936 года эта часовня была частью более поздней базилики Святой Богородицы (17 вв.), снесенной во время перестройки Еревана в XX веке. Небольшое здание удалось отстоять и сохранить. Церковь действующая и очень уютная.
Больше фотографий в галерее:
Немного фотографий любопытного здания Кукольного театра на проспекте Саят-Новы:
Еще одно культовое место находится во дворах жилых домов чуть вглубь от улицы Мартироса Сарьяна. Церковь Сурб Зоравор Аствацацин была основана в IX веке, разрушена во время землетрясения 1679 года, и вновь отстроена в 1690-х годах. В комплекс также входит часовня святого Анании. В 1970-х годах после возвращения зданий Армянской апостольской церкви, комплекс был реконструирован. На огороженной территории находятся лавочки, рядом есть питьевой фонтанчик. Народа обычно много.
Больше иллюстраций в галерее:
Церковь Сурб Саркис, что расположена на левом берегу реки Раздан в Кентроне лучше смотреть с противоположной стороны ущелья – с холма, где находится коньячный завод Арарат. Средневековое здание разрушалось землетрясением, перестраивалось, и нынешнее строение выглядит как новодел, хотя справочники утверждают, что оно было построено в середине XIX века, но восстанавливалось в 1970-х.
И, конечно, нельзя обойти вниманием церковь Конда. Тем более, что в скором времени она может стать жертвой реноваторов – со стороны ущелья район подпирают фешенебельные новостройки. Церковь Сурб Ованес Мкртич (Святого Иоанна Крестителя) была построена в 1710 году на месте средневекового храма, разрушенного землетрясением в 1679 году, и реконструирована также в 70-х годах прошлого века.
Помимо этого, можно отметить достаточно старую церковь Сурп Акоп в районе Канакер-Зейтун, но я до нее так и не доехала, по описаниям она мне показалась наименее интересной. Возможно, добавлю информацию о ней позднее.
Напоследок хочу добавить, что все перечисленные храмы произвели на меня огромное впечатление, ну, может быть, церковь Конда в меньшей степени из-за развернувшейся вокруг стройки. Храм Сурб Саркис восхищает своим размахом, стремясь ввысь с и так высокого берега Разданского ущелья (кстати, вечером там шикарная подсветка), а с улицы возле церкви открываются фантастические виды на Арарат. Комплекс Сурб Зоравор Аствацацин подкупает своим уютом – это тихий зеленый уголок, изолированный от шумного и спешащего центра. Церковь Святой Богородицы Катогике на пересечении с Абовяна открыта взору местного обывателя и туриста с разных точек и резко контрастирует с более современными строениями, образуя еще один, более глубокий, культурный слой в архитектуре центра Еревана. Аванский храм интересен, прежде всего, своим возрастом – в Армении сохранилось несколько раннехристианских церквей (я рассказывала о таких в Аштараке), но нужно выезжать за пределы столицы.