30 марта день памяти преподобного Алексия, Человека Божия.
Церковь почитает святого Алексия, который не был монахом, в лике преподобных за его аскетический и подвижнический образ жизни. Вспомним страницы его жития, которое исстари было одним из самых любимых на Руси.
Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме, в семье знатных родителей. У сенатора Евфимиана и супруги его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды – и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»).
Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Родители воспитывали его как христианина. Своим примером они учили помогать нищим, быть добрым к обездоленным и тем, кто просит помощи. Отец его Евфимиан ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. Еще мальчиком Алексий усвоил этот урок и мечтал оставить мир, чтобы служить Богу.
Когда Алексий достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Алексий был обручен с очень красивой девушкой из знатной семьи. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, он отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью».
Алексий вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на Плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы.
Каждое воскресенье он приобщался Святых Христовых Тайн. По ночам бодрствовал и молился. Вкушал только хлеб и воду.
Однажды в Эдессе появились слуги его отца. Они много месяцев искали пропавшего Алексия. Но в исхудавшем от поста подвижнике они не узнали господского сына и подали ему милостыню. Алексий был благодарен Богу за то, что Он позволил ему принять милостыню от собственных слуг.
Слуги вернулись в Рим, так и не найдя Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и, хотя продолжали скорбеть и тосковать, положились на волю Божию.
Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий.
За подвижнический образ жизни, за непрестанную молитву многие так и стали стали называть Алексия, считая его праведником. Но он, чтобы избегнуть славы, в которой не нуждался, тайно покинул Эдессу и сел на первый уходящий корабль.
Сильная буря, внезапно поднявшаяся на море, изменила планы путешественника. Вместо города Тарса (родина апостола Павла) Алексий оказался у берегов Италии, недалеко от Рима.
Алексий, узрев в этом действие Промысла Божия, пошел к родному дому. Никем не узнанный, он явился в дом своих родителей и попросил разрешения жить с ними. Евфимиан и Аглаида с радостью приняли человека, который нуждался в их помощи, и поселили его, по одним сведениям, в чулане под лестницей, по другим – в отдельном маленьком домике на территории своего владения.
Еще семнадцать лет провел Алексий в посте и молитве. Хотя хозяева дома присылали ему пищу с собственного стола, слуги забирали ее и не скупились на унижения святого.
Жить в доме родителей Алексию было нелегко, ведь он наблюдал ежедневно и свою мать, и несчастную невесту, которые продолжали оплакивать его внезапное исчезновение.
Когда же приблизился час его кончины, Алексий описал всю свою жизнь – и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.
В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его».
Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите».
В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423) и Папа Римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал.
Тогда слуга Евфимиана рассказал всем о нищем, который живет в доме его господина уже много лет, смирено сносит унижения и непрестанно молится. Евфимиан поспешил к нищему, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял нездешним светом. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток.
Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.
Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам.
Многие тогда плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали.
Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. 30 марта (17 по старому стилю) 411 года честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия, где преподобный когда-то венчался со своей невестой. В 1216 году были обретены мощи святого.
***
Житие Алексия, человека Божия, было известно на Руси с XI века. В Успенском соборе Московского Кремля сохранилась фреска конца XV века с изображением преподобного.
Особенно заметным почитание святого было в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был преподобный Алексий, Человек Божий.
В 1662 году к дню памяти святого был приурочен выпуск в свет четвертого издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексию, Человеку Божию. В правление Алексея Михайловича была написана и издана в 1671–1674 годах служба святому.
Мотивы Жития Алексия, Человека Божия отразились не только в ряде древнерусских агиографических сочинений, но и в произведениях писателей XIX–XX веков, в частности, в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
По словам священника Николая Солодова, «как птица, ускользнул он от сети житейских забот, искушения как будто не замечал – и они проходили мимо, не замечая его. Почти как ангел. Человек Божий... Кажется, такими чертами хотел наделить Достоевский Алешу Карамазова».
К его образу обращались и композиторы. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова.
На Руси Алексий, Человек Божий издавна стал также героем многочисленных духовных стихов. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях, как о своих.
Наиболее полный и развернутый вариант духовного стиха об Алексии, Человеке Божием, опубликован П.В. Киреевским в 1849 в первом томе собрания народных песен.
Н.М. Языков в письме А.С. Пушкину от 1 июня 1836 сообщал на просьбу поэта, что народную легенду об Алексии, Человеке Божьем, «должно взять у Петра Киреевского, сличенную со многими списками».
В 1917 году В.П. Адрианова-Перетц писала: «Без преувеличения можно сказать, что ни один из подвижников русской земли не вызвал к себе такого интереса, не пробуждал такого сочувствия к своей жизни, как Алексий, человек Божий».
…И в день памяти преподобного Алексия, Человека Божиего, и изо дня в день мы горячо молимся любимому на Руси святому:
Возвысився на добродетель и ум очистив,/ к желанному и крайнему достигл еси,/ безстрастием же украсив житие твое/ и пощение изрядное восприим совестию чистою,/ в молитвах, яко безплотен, пребывая,/ возсиял еси, яко солнце, в мире,// преблаженне Алексие.
Тропарь преподобному Алексию, человеку Божию, глас 4
Николай Головкин