Медаль за смелость и мужество при задержании вооруженного преступника у обычного гражданского человека крайне редка. За мою многолетнюю практику разъездного репортера я видел ее лишь однажды – у заводчанина Рябинина Владимира Гавриловича, члена добровольной народной дружины из Уфы.
Так этот мой репортаж – верней, рассказ о В. Г. Рябинине – не сегодняшнего дня, а из советских времен, когда существовали дружины в помощь милиции при заводах, больших коллективах. Но про то, как быть, а не казаться мужчиной, не грех вспомнить и сегодня. Ниже даю написанный когда-то по горячим следам текст слово в слово:
СХВАТКА
ПРЕСТУПНИК был матерым: в общей сложности суды приговаривали его к 32 годам заключения. В городе он жил, скрываясь, старался не попадать в поле зрения органов милиции. Не работал, целыми днями толкаясь в людных местах, на остановках, улицах. В кармане всегда наготове лежал охотничий нож. Вор пускал его в ход безжалостно и хладнокровно. За месяц до встречи с дружинником Рябининым он опасно ранил работника моторостроительного завода. Наглый и уверенный, рецидивист рассчитывал на страх перед вооруженным человеком…
…Владимир Гаврилович Рябинин встретил меня дома. Усадил на диван, мягко улыбнулся проделкам котенка, который вздумал перегрызть телевизионный шнур:
– Старшая, Таня, на улице подобрала. Пришли чуть ли не всем четвертым классом просить, чтоб котенка у нас оставить. У меня ведь две дочери: Татьяна и Ольга. Как в «Евгении Онегине»…
Я присматриваюсь к Рябинину. Поступок его далеко не рядовой, а сам Владимир Гаврилович не похож на героя. Светловолосый, плотный мужчина – в толпе я бы его не выделил. Располагает его простая и скромная манера держаться. О себе, службе в армии, работе рассказывает спокойно, неторопливо. Так же спокойно говорит о минутах, когда рисковал жизнью.
Люблю людей спокойных. Суетность, горячность могут сопутствовать тонкой натуре, острому уму, таланту, но редко – сильному характеру. Внутренняя сила не терпит суеты. Недаром говорится: «У больших рек – спокойное течение». У Рябинина эта неброская уверенность – пожалуй, стержень его поведения. Во время схватки на остановке у стадиона имени Гастелло ему и в голову не пришло, что можно отступить, выпустить преступника. Так же уверенно он идет по жизни. На моторостроительном заводе он вырос от ученика фрезеровщика до начальника бюро труда и зарплаты.
Это случилось так: Владимир Гаврилович с семьей был рядом, когда рецидивист залез в женскую сумочку. Едва обнаружилась пропажа кошелька, Рябинин догнал вора и крепко взял за руки: «Пройдем в дружину!» А когда толкнулся в запертую дверь комнаты участкового, на мгновение выпустил руку бандита. Повернулся к жене: «Позвони в милицию» – и тут же согнулся, схватившись за левый бок. Стоявший до этого спокойно преступник, подло, исподтишка ударил его ножом. Кренясь от раны, Рябинин видел, как долговязый рецидивист бежал к стадиону, к посадкам. Бежал уверенно, даже не оглядываясь, убежденный, что дружинник не поднимется.
Не думаю, что нужно разъяснять мотивы, по которым раненый Рябинин бросился догонять бандита. Как любой из нас, он ненавидит нечисть, сам помогал охранять общественный порядок. Но даже дежуря вместе с милицией, патрулируя дворы и общежития, он никогда раньше не сталкивался со столь опасным преступлением.
Я спросил, не было ли ему страшно. «Не думал об этом, – ответил Рябинин. – Просто не мог понять, как он смел так запросто – не сгоряча, не спьяну – поднять нож на человека. Тогда-то я решил: «Не уйдешь!».
Никто бы, наверное, не осудил гражданина, не бросившегося с голыми руками на вооруженного преступника. Даже схватка самбиста с вооруженным ножом отморозком всегда напоминает смертельную игру мангусты с коброй, в которой исход поединка решает чей-то более точный бросок.
Я это рассказываю для того, чтобы читатель представил, какую самоотверженность проявил Рябинин, когда, не владея приемами, раненый бросился вдогонку за рецидивистом.
Владимир Гаврилович настиг преступника, подставил подножку. Началась борьба. Вор снова пустил в ход нож. Последовали два удара, один из них на какие-то миллиметры не задел сердце. Страшным усилием Рябинин прижал к земле руку с ножом, придавил ее коленом. Подбежавшие люди помогли ему.
Потом был суд. Преступник осужден на 15 лет лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовой колонии особого режима.
Сейчас Владимир Гаврилович здоров. Но три шрама напоминают о схватке.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ
Друзья, я перешел на только что созданный Телеграм-канал, где вас уже ждет много интересного, а главное полезного. О тайнах мира и катастрофах, о безопасности и здоровье, о психологии выживания и выхода из трудных ситуаций. Поговорим, как не терять имущество и деньги – и что важней денег в век перемен. Смешное мы будем сочетать с эксклюзивными знаниями (иные только у нас и будут публиковаться впервые!). Вас ждет хорошее чтиво, «Школа антикриминала», детективные истории, советы по саморазвитию и самозащите. Подписывайтесь по ссылке:
Канал называется «101 тайна безопасности и выживания».