Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...
В ноябре 1564 года начал нести государеву службу сын вяземского поместного дворянина средней руки Федора Ивановича Годунова. Его и его младшую сестру Ирину взял на воспитание их дядька Дмитрий Иванович, служивший по Постельному приказу. Уж на что сообразителен и шустёр был двенадцатилетний мальчишка, но его сестра Иришка доставляла массу волнений жене Дмитрия Годунова Агриппине. То на колокольню залезет, то самогО царевича Фёдора задирать начнёт, то в поварне варенье украдёт да тому же царевичу принесёт, чтобы потом тайком съесть... Сероглазая, с тонкими чертами лица, кудрявая и светловолосая она вызывала улыбку на лице у любого, кто её видел. И мало кто мог догадаться, что менее полугода назад брат и сестра оказались выкинуты вторым своим дядькой Василием из родного дома после смерти родного отца Фёдора Ивановича...
В Александровой слободе, куда они всё-таки дошли к дяде Дмитрию Ивановичу, как-то так вышло, что шустрая Иринка познакомилась с царевичем Фёдором. Они были почти ровесники, поэтому и на шалости и разгильдяйство их тянуло одинаково. Именно во время одной из проказ - они ночью ударили в самый гулкий колокол на колокольне - их и "застукал" царь Иван Васильевич. Никто из историков, изучавших время Опричнины, так и не смог найти причину того, что царь отнёсся буквально по-родительски к маленькой перепуганной девчушке, за которую вступился всегда тихий царевич Фёдор. Однако по его личному распоряжению девочку забрали в царский терем, а чуть позже начали обучать вместе с младшим царевичем разным наукам.
Ирина Годунова была вместе со всем царским двором в Новгороде, после того, как было принято решение о строительстве в городе нового царского дворца и всех служб, а также хозяйских лабазов и складов и пристани на Княжеской стороне. Вместе с царевичем Фёдором они не просто наблюдали за постройками и торговлей. Известный факт, что царевич смог заключить выгодный для Русского государства контракт с Ганзой, за что царь-отец наградил его "перемией" в размере части дохода от этой сделки. Ирина Фёдоровна тоже не была забыта.
Сегодня существует спорное достаточно мнение, что царь Иван специально растил жену для среднего сына. Чтобы точно знать, что за спиной у неё не будет взрывоопасного боярского клана, чтобы видеть - глупа или умна, способна ли вести хозяйство, как общается с людьми вокруг, не роняет ли себя в глазах окружающих... Возможно это так и было, потому что смотра невест для царевича Фёдора не устраивали. В 1575 году по воле царя Ивана Грозного "прекрасная молодая девица" Ирина Годунова была публично объявлена невестой царевича Федора.
Удивительное дело: молодые люди любили друг друга! Кто ещё мог себе такое позволить в то время? В царской семье уж точно никто. Ну если только царевича Симеона Бекбулатовича с княжной Мстиславской вспомнить...
Ирина Фёдоровна стала царицей, когда её супруг взошёл на престол в 1584 году. И она по-привычке не сидела весь день в тереме. Она была рядом с мужем, чему он, в отличие от окружавших его бояр, был только рад. Ирина Фёдоровна не только принимала иностранных послов вместе с мужем, но и участвовала в заседаниях Боярской думы. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Фёдора неожиданно появляется имя царицы Ирины. Она вела переписку с английской королевой Елизаветой І Тюдор (именовавшей её "любезнейшею кровною сестрою") и патриархом Александрийским, предпринимала усилия для признания Русской православной церкви, которая тогда ещё не являлась патриархатом. Она посылала патриарху дорогие подарки - и в ответ в июле 1591 года он прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины ("от руки перст") и "венец царской золот, с каменьем и с жемчюги". Ну а кроме мужа рядом практически всегда был старший брат - боярин Борис Фёдорович Годунов, которому царь Фёдор Иванович бесконечно доверял.
Кстати, переписка с английской королевой была по очень интересному поводу. Несмотря на неоднократные попытки царица Ирина, которой ещё свёкор грозил монастырём, так и не смогла выносить и родить здорового наследника. (единственным ребёнком в этом браке стала царевна Феодосия, умершая менее чем через два года после рождения) Так королеве Елизавете Тюдор царица Ирина Фёдоровна писала с очень интересной просьбой - прислать врача и акушерку, которые бы смыслили в этом вопросе и могли бы помочь.
Врача английская королева командировала. В конце марта 1586 года известный в России английский дипломат и торговец Джером Горсей отплыл в Москву с королевским медиком Робертом Якоби и опытной акушеркой. Но дело получило ненужную огласку: акушерку задержали в Вологде, а прибывшего в Москву врача к царице не допустили. Чтобы предотвратить обсуждение инцидента в Боярской думе, боярину Борису Фёдоровичу Годунову пришлось публично заявить, что они с царицей никого не приглашали, а Горсея обвинить в излишней дипломатической инициативности. (Получила ли в конце концов царица Ирина Фёдоровна медицинскую консультацию неизвестно. Но 29 марта 1592 года царица родила вполне здоровенькую девочку, которую назвали Феодосией.) "Благодарю мою любезнейшую кровную сестру", - всё же писала в Англию радостная царица Ирина в 1591 году. Тогда она уже ждала ребенка...
В 1587 году созрел боярский заговор. Мстиславские, Шуйские и митрополит Дионисий подговорили представителей Земского собора, чтобы они обратились к царю чтобы он выполнил завещание своего отца: развелся с Ириной Годуновой и женился на Мстиславской. Но как только, обычно тихий и незлобивый царь услышал, что его хотят разлучить с любимой женой, сильно, разгневался, наотрез отказал просителям и велел наказать зачинщиков. Девицу Ирину Мстиславскую выкрали из дома и насильно подстригли в монастырь. Ну а митрополита Дионисия и вовсе лишили сана.
В 1590 году Ирина даже сопровождала Фёдора Ивановича на театр военных действий. Пока её супруг воевал в Прибалтике со шведами, она ожидала его в Новгороде, посещая тамошние монастыри и святыни снова моля о наследнике. Дочь родилась в 1592 году, но умерла во младенчестве. После смерти единственной дочери в 1594 году, по воспоминанием того же Горсея, было не понятно, кто кого из них больше утешает: царь Фёдор свою жену или она его. Во всяком случае было явно, что царица Ирина менее эмоционально перенесла свою потерю, чем её царственный супруг.
Царь Фёдор и царица Ирина правили в общей сложности не так уж мало - 14 лет, но больше детей у них не было. По мере укрепления царя Фёдора Ивановича на престоле идеи заменить его кем-то другим сошли на нет.
Как и её давно умершая свекровь царица Анастасия Романовна, царица Ирина Фёдоровна уделяла большое внимание золотошвейной мастерской. Вместе с самыми искусными вышивальщицами она принимала участие в изготовлении многочисленных воздухов, покровцев, пелен, которые царская семья дарила монастырям во время богомольных поездок. Особенно щедро одаривался Троице-Сергиев монастырь, куда совершался ежегодный Троицкий ход. В 1592 году для него в царицыной светлице был создан шитый иконостас. С благочестивой деятельностью Ирины Федоровны, вероятно, связано и создание особой иконографии парного изображения на иконной доске или шитой пелене Федора Стратилата и великомученицы Ирины, святых покровителей царской четы.
С царицей Ириной Фёдоровной связано и появление особых топонимов, прославлявших её персону. Подмосковная вотчина государыни получила название Царицыно. Согласно преданию, основанный царём Фёдором в 1589 году город Царицын на Волге (ныне Волгоград) также был назван в её честь.
Царь Фёдор І Иванович умер 7 января 1598, не оставив после себя завещания. Наиболее достоверные источники повествуют, что патриарх тщетно напоминал тяжело заболевшему царю Фёдору о необходимости назвать имя преемника. Тот, по обыкновению, отмалчивался и ссылался на волю божью. Будущее жены его тревожило больше, чем будущее трона. По словам очевидцев, царь Фёдор Иванович наказал своей жене Ирине „принять иноческий образ и закончить жизнь в монастыре".
Убитая горем, царица Ирина шла за гробом, "скорбью великой охваченная, с кровавой пеной на губах от судорожных стенаний и всхлипываний". Именно царица Ирина Фёдоровна по праву унаследовала престол после смерти своего мужа. Сразу после оглашения воли умершего царя патриарх Иов благословил всех на присягу царице Ирине. Бояре дружно поцеловали крест. В церквях начались богослужения в честь новой государыни. Возможно, царица Ирина действительно собиралась править самостоятельно. Она даже издала указы о всеобщей амнистии ссыльным и заключённым в темницы, назначила воевод в Псков и Смоленск. Но через девять дней после смерти мужа, будто вспомнив о данном ему обещании, Ирина Федоровна объявила, что хочет удалиться в монастырь. С высоких ступеней Успенского собора Кремля, она произнесла страшную по сути своей фразу: "Не дело мёртвому правителю над живой державой властвовать".
После этого Ирина пешком отправилась В Новодевичий монастырь.
Слух об этом моментально разошёлся по Москве. В Кремле собрался народ. Придворные летописцы утверждали, что якобы люди рыдали и просили вдову царя Фёдора Ивановича остаться на царстве. Над столицей нависла угроза бунта. Побывавший в Москве в начале XVII века голландский купец Исаак Масса считал отречение царицы Ирины Фёдоровны вынужденным. И ведь действительно, несмотря на то, что царица уже была в монастыре, она всё равно продолжала считаться правительницей и от её имени подписывались государственные бумаги.
Инокиня-царица Александра прожила последние пять лет жизни тихо и незаметно. Памятью об её пребывании в Новодевичьем монастыре остались служившие ее личной кельей так называемые "Иринины палаты" с трапезной и домовой церковью Иоанна Предтечи.
Она умерла 29 октября 1603 года. Царице Ирине Фёдоровне не суждено было увидеть, каким коротким будет срок правления нового царского рода, каким позором покроют её племянницу, царевну Ксению...
На момент смерти ей было около 45 лет.
Ах, если бы она тогда, когда ещё был жив царь Фёдор, успела ещё раз стать матерью, русская история пошла бы совсем по другому пути... Но именно на ней, точнее на её любимом муже, прервался род Великих князей московских, русских царей.
Бывшую государыню похоронили в усыпальнице Великих княгинь и цариц в Вознесенском соборе Московского Кремля, а после его разорения в 1930-х годах - в Архангельском соборе.
Повторное вскрытие захоронения царицы Ирины, в котором участвовала большая группа ученых, было произведено в 2001 году. Исследование показало, что какое-то заболевание царицы, возможно наследственное, привело к патологии костных тканей, которая повлияла на способность вынашивать детей. Вероятно оно обострилось в условиях монастыря и стало причиной её относительно ранней смерти. Внешний облик царицы Ирины Фёдоровны был восстановлен экспертом-криминалистом С.А. Никитиным по её черепу.
И, кстати, вы всё ещё можете увидеть памятную надпись на Царь-пушке, отлитой в 1586 году, имена царицы Ирины и её царственного супруга. Это подлинная прижизненная надпись, сделанная мастером Андреем Чоховым.
Лайки помогают развитию канала!