Найти в Дзене

Творческая Россия. Федоскино - шедевры лаковой миниатюры

Около 2000 лет назад были найдены свидетельства того, как в Древнем Китае художники, украшавшие деревянные и фарфоровые изделия, покрывали работы соком лакового дерева. Застывая, он превращался в удивительное глянцевое полотно, которое хранилось гораздо дольше, поскольку краски были надежно защищены от растрескивания. Так что можно сказать, что именно Китай стал родиной искусства лаковой миниатюры, которое в Российской империи достигло необычайного расцвета. В первой половине 19 века в России уже существовало множество мастерских по изготовлению лаковых изделий. Это и Вишняковы, братья Сорокины, Данилевич, Губарев. Но самым прозорливым стал московский купец Петр Коробов, который в деревне Данилково (сейчас это Федоскино) в 1795 году начал производство козырьков для военных головных уборов - киверов. И так у него это дело спешно пошло, что он стал, практически, монополистом в данной специализации. Материалом служило папье-маше, что в переводе с французского означает "жеваная бумага".

Около 2000 лет назад были найдены свидетельства того, как в Древнем Китае художники, украшавшие деревянные и фарфоровые изделия, покрывали работы соком лакового дерева. Застывая, он превращался в удивительное глянцевое полотно, которое хранилось гораздо дольше, поскольку краски были надежно защищены от растрескивания. Так что можно сказать, что именно Китай стал родиной искусства лаковой миниатюры, которое в Российской империи достигло необычайного расцвета.

В первой половине 19 века в России уже существовало множество мастерских по изготовлению лаковых изделий. Это и Вишняковы, братья Сорокины, Данилевич, Губарев. Но самым прозорливым стал московский купец Петр Коробов, который в деревне Данилково (сейчас это Федоскино) в 1795 году начал производство козырьков для военных головных уборов - киверов.

Это реконструкция того козырька.
Это реконструкция того козырька.

И так у него это дело спешно пошло, что он стал, практически, монополистом в данной специализации. Материалом служило папье-маше, что в переводе с французского означает "жеваная бумага".

Купец также сообразил, что для нужд той же армии нужны табакерки. Изначально, чтобы себестоимость не была высокой, на крышку клеились гравюры: пейзажи, жанровые картины; затем поверхность с наклеенным изображением лакировалась. Так, по отчету за 1811 год, например, на фабрике было изготовлено 560 дюжин, т.е. 560х12=6720 штук, табакерок с украшением и 145х12=1740 штук простых табакерок.

Мода на курение и нюханье табака набрала обороты при Екатерине II, вся Россия, от низшего до высочайшего сословий курила, нюхала, жевала, дымила. Поэтому, табакерки и портсигары были очень актуальны.

После Отечественной войны Коробов приглашает на производство немецких мастеров, чтобы наладить производство с оригинальной росписью. С 1840-ых, после смерти купца П. Коробова, мануфактура переходит под управление его зятя, купца Петра Лукутина. Именно при нем зарождаются, формируются и закрепляются приемы русской лаковой миниатюры, которая до сих пор так высоко ценится во всем мире.

На фабрике Лукутина создавался широкий ассортимент предметов, рассчитанный на различный круг покупателей от высшей аристократии до крестьянства и средних городских слоев. В музее хранится перчаточница той эпохи. Еще в 1828 году Лукутин получил высочайшее право ставить на изделиях клеймо с изображением российского герба и инициалы владельца фабрики. К 1880 году клеймо на лукутинских шкатулках имело уже три государственных герба, к которым в 1896 году добавился четвёртый.

Перчаточница с гербами на внутренней стороне крышки.
Перчаточница с гербами на внутренней стороне крышки.

В то время выпускали более 100 наименований: табакерки, шкатулки, кошельки, футляры для вееров, перчаток и очков, портсигары, стаканы, коробочки, марочницы. Интересный экземпляр выставлен в музее-усадьбе: шкатулка для мушек. Девицы, собираясь на балы, приклеивали себе на лицо мушку, а их надо было иметь с собой несколько, в пылу бала аксессуары отлетали.

Шкатулка для мушек.
Шкатулка для мушек.

Семья Лукутиных на лаковых миниатюрах весьма преуспела. В Москве они приобрели большой особняк на Тверской улице. Этот нарядный дом, позднее перестроенный при новых владельцах Сытиных в стиле модерн, сохранился до сих пор. Он расположен около выхода из метро "Пушкинская" и "Тверская". На первом этаже располагался магазин, который называли "Кунсткамера", - там продавались изделия лукутинской фабрики.

Федоскино сохранилось за ними, как загородная усадьба. Многие известные люди того времени побывали у Лукутиных в гостях. На стене их фотографии, один весьма узнаваемый - это Федор Шаляпин.

С конца 1880-ых годов фабрикой руководил уже внук Петра Лукутина, Николай Александрович. Проживая в Москве, заниматься производством ему было некогда, поэтому, он назначил директором Федора Калинина, который "верой и правдой" служил семье Лукутиных.

При Калинине были декларированы документы, регламентирующие жизнь фабричных работников. Так, им грозило судебное преследование за передачу рисунков и оригиналов из мастерских. В то же время, рабочим предоставлялось бесплатное жилье с участком земли под огород, дрова и керосин. А в лукутинских амбарах можно было взять в кредит крупу, масло, чай, сахар и пр. Учеников школы при фабрике бесплатно кормили, а также обеспечивали одеждой и обувью. Старых мастеров по их желанию определяли в Хлудовскую богадельню.

Кабинет Калинина. Воссоздан из подлинных вещей.
Кабинет Калинина. Воссоздан из подлинных вещей.

В 1887 году с позволения Государя Императора Сенат присвоил Федору Калинину звание Личного Почетного Гражданина.

-7

Николай Лукутин, не совсем отошел от производства: именно он утверждал рисунки, которые воспроизводили художники. Он сумел договориться с Третьяковской галереей о том, чтобы продублировать картины известных художников на лаковых шкатулках. Некоторые из них демонстрируются в музее-усадьбе.

В 1902-04 годах делами фабрики занялась вдова Любовь Лукутина. Резко упало качество лака, мастерство живописцев. Сюжеты повторялись, ничего нового не предлагалось. И фабрика обанкротилась.

В 1910 году оставшиеся мастера смогли сорганизоваться в артель, которая протянула до революции. В первые годы после революции наблюдалась тенденция к заморозке "буржуазного" искусства, но артель выстояла и начала творить, создавая новые сюжеты, которые подсказало время.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже наши лаковые шкатулки даже получили Большую золотую медаль за сохранение традиций русского народного искусства.

Работу артели очень ценили, делали заказы на дорогие подарочные изделия. Товар продавался за границу. В годы Великой Отечественной войны мастера фабрики даже получили бронь, чтобы продолжить работу и зарабатывать для страны необходимую валюту.

Особой гордостью экспозиции стала шкатулка работы И. С. Семенова, на которой изображён "Салют Москвы" 5 августа 1943 года— первый салют во время Великой Отечественной войны, данный в честь освобождения Орла и Белгорода.

-10

Кстати, каждая шкатулка, созданная мастером, делалась очень долго – несколько месяцев. Часто на то, чтобы изготовить миниатюрный шедевр, уходило больше года. Неудивительно, что сейчас лаковая миниатюра (именно русская!) является предметом коллекционирования по всему миру.

Интересно, что помимо лака и основных красок, мастера из Федоскино, часто применяют дополнительные "украшательные" материалы – порошки из перламутра или металла, сусальное золото. Они красиво просвечивают сквозь нанесенное краской изображение и позволяют создать особую "подсвеченность" и изящество картины.

В 1960 году артель была переименована в "Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи". Чуть позже был построен шестиэтажный производственный корпус.

В парке усадьбы, на фоне фабрики, растет "Федоскинская" сосна. Она посажена хозяевами усадьбы во второй половине XIX века. Её приблизительный возраст — около 150 лет.

В музее есть стенд, где показан весь технологический процесс: навивка, проварка, сушка, опиловка, шарнировка, шпатлевка, покраска. А мы еще и пошли на фабрику, где прямо в цехах увидели все своими глазами.

Основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки, - это обычный картон. Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв — всё зависит от нужной толщины стенок.

Результат — подобие будущей шкатулки нужной формы, которые еще должны просохнуть перед тем, как отправлять далее по технологии.

-15

Получившуюся заготовку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон пропитался маслом.

Масляную коробочку отправляют в печку на просушку при температуре в 100 градусов на две недели. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины — его можно резать или даже обрабатывать на токарном станке. Гарантию такой форме мастера дают в 100 лет.

-17

Далее собирают шкатулку, прикрепляя крышку к основанию шарнирами, шпатлюют и шлифуют. После шлифовки шкатулка покрывается черной краской снаружи и красной внутри, а затем лаком. На каждом этапе изделие также необходимо сушить в печи несколько дней.

После этого изделие попадает к художникам. Пишут масляными красками, именно этим Федоскинская миниатюра отличается от прочих других. Черная краска, которой уже покрыто изделие, со временем поглотит остальные цвета: они потускнеют, и через два года от рисунка ничего не останется. Поэтому художник сначала должен загрунтовать поверхность.

В процессе рождения рисунка изделие несколько раз покрывается лаком (автомобильным) и сушится. Таким образом, шкатулка или доска лачится, красится и сушится около 24 раз!

Интересно, что самый популярный сюжет - это Хозяйка Медной горы, жар-птица или сестрица Аленушка. Их постоянно заказывают изобразить и на шкатулках, и на досках.

-20

Нашей группе предложили мастер-класс по разрисовке броши. Получить их сразу мы, естественно, не смогли. Будем ждать, пока просохнет.

Заходим в магазин при фабрике, уже понимая уровень цен. При таком длительном и трудоемком процессе они, видимо, оправданы.

Я себя побаловала, купив два комплекта украшений: кулон и серьги. Для меня - это святое, привезти из путешествия что-нибудь для души.

Спасибо всем, кто дочитал. Узнавайте для себя что-то новое, если понравилось - ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь.

Читайте также:

Музей фарфора. От Невской порцелиновой фабрики до Императорского завода https://dzen.ru/a/Zb5fWl38NzAHZkZJ?share_to=link

Москва. Усадьба Царицыно и ее загадки https://dzen.ru/a/ZaEcqj3NeTsEyCTK?share_to=link

Вологда-столица русского кружевоплетения. Уникальный музей https://zen.yandex.ru/media/633713/vologdastolica-russkogo-krujevopleteniia-unikalnyi-muzei-61d33ef7e27786705a266347

Семёнов. Золотое наслаждение https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/610d87082fb81219192b5f22

Петербург. Ювелирный гений России - Карл Фаберже https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/625860cee33c77245b8c2e51

Дельта Волги. Волшебный мир лотоса https://dzen.ru/a/YQmTJxkhaGjHzhvr?share_to=link

Достопримечательности древнего Ельца-1 https://dzen.ru/a/ZKgUQE1JhhvRl-_l?share_to=link

Пермь Великая. Солевая империя Строгановых https://dzen.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/619531300554123a953f66f2

Малая Россия. Торжокские золотошвеи https://dzen.ru/a/ZfwPcp3jJQb_Ytb5?share_to=link