Найти тему
ЛогопедРунет

Моторные Афазии

Если с вашим близким случился инсульт, или черепно-мозговая травма и он понимает вашу речь, но сам почти не может говорить, при обследовании речи будет указана моторная афазия. Впрочем, иногда даже понимание речи может быть условным, ситуативным.

Что могут предпринять близкие, чтобы помочь снова говорить?

Прежде всего, давайте выясним, что же такое моторная афазия. А потом определим приемы и упражнения, которые помогут вашему родственнику восстановить речь.

Итак, моторная афазия делает человека неспособным произвольно (по собственному желанию) произнести отдельные звуки речи или слова (серию звуков, собранных в слово).

Строго говоря, моторная афазия делится на 2 вида, в зависимости от зоны поражения:

· Афферентная моторная афазия;

· Эфферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга (нижнетеменных отделов левой гемисферы).

Главная проблема — невозможность (или огромная сложность) по собственному желанию произнести отдельные звуки речи.

Человек не может совершить по заданию движения губами и языком, воспроизвести определенный звук речи, ищет правильную позу языка, губ, зубов, но эти органы его не слушаются и звук произнести не получается. Хотя непроизвольно, спонтанно – артикуляционные движения или звуки речи им доступны.

Чаще всего в речи присутствует речевой эмбол – эмоциональное слово или краткое восклицание — словосочетание, которое человек использовал часто до заболевания. Это может быть имя близкого родственника, ругательство или такие эмоциональные слова. Понимание речи страдает вторично, нарушается чтение и письмо.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении заднее-лобных отделов коры (нижних отделов премоторной зоны). Эта зона обеспечивает возможность слияния отдельных артикуляционных поз (и, следовательно, произносимых звуков) в слова.

Основным проявлением эфферентной моторной афазии является трудность в переключении от одного звука к другому в процессе произнесения слова и фразы. Речь как бы «разорванная», появляются застревание на каком-то слоге и повторение слогов или слов — так называемые речевые персеверации («ли ли ли» вместо «лиса»), скандированная речь («к о ш к а» вместо «кошка», «хо ро шо» вместо «хорошо» ). При легком или средней тяжести поражении могут быть аграмматизмы по типу телеграфного стиля. Понимание чужой речи может быть ограничено — персеверации мешают полноценному пониманию. Нарушается чтение и письмо, больному доступно глобальное, реже — угадывающее или послоговое чтение.

Моторная афазия может проявляться по афферентному, эфферентному или смешанному типу – в зависимости от того, какие зоны коры были нарушены и какова тяжесть последствий такого нарушения.

Вот некоторые упражнения для коррекции моторной аффазии

Общение:

· Даже если в первые дни после инсульта у вашего родственника наступает «тотальная афазия» — он вообще не говорит и не понимает речь, в процессе терапии ситуация будет меняться к лучшему, понимание речи улучшится (хотя бы ситуативное), появятся первые слова или звуки, а это даст шансы к дальнейшему восстановлению речи.

· Вы должны транслировать спокойствие и уверенность в том, что речь восстановится, но будет лишь приложить усилия.

· Знайте, что нарушение речи в подавляющих случаях после инсульта - не связано с нарушением интеллекта. Страдающий афазией не «поглупел», не стал плохо слышать. Пострадала только речь: возможность говорить звуки и соединять их в слова, иногда даже понимать вас. Необходимо разговаривать спокойно, четко, не громким голосом

· В первое после заболевания время длительность речевого занятия 10-15 минут, постепенно, когда выносливость возрастет – доводим до 30 -45 минут.

Упражнения (примеры заданий):

· Как можно ранее необходимо начать растормаживание речи. Это могут быть автоматизированные речевые ряды и фразы с жестким контекстом: дни недели, месяцы, времена года, счет от 1 до 10 (от 1 до 20 … и т.д.), пословицы, поговорки, знакомые песни, Рассматривайте семейные альбомы и просите показать, назвать имена знакомых и родственников. Это важный этап, с которого необходимо начинать восстановление речи у пациентов с моторной афазией.

· Если моторная афазия выражена по эфферентному типу – отбивайте ритм одновременно с повторением слов, просите «простукивать» слова по слогам и одновременно пытаться их произнести по слогам: лож – ка, мо – ло – ко… или договорить последний слов за вами.

· Провокационные вопросы. Просим отвечать на вопросы одним словом «да», «нет» или утвердительным/отрицательным жестом: «Ты покушал»?, «Ты спал?» Еще один вариант вопросов -провакационные вопросы: «Ты живешь в Москве?», «Ты живешь в Астрахани?, «Ты живешь на Луне?», «Тебя зовут Петр Иванович?», «Тебя зовут Игорь Степанович?»…

Затем задаем вопросы, ответ на которые провоцирует сказать отдельные слова, употребляемые в вопросе: «Ты хочешь суп?» Ответы: «Хочу», «буду», «знаю»…

· Просим показать предметы в окружающей обстановке и их изображения на картинках, побуждаем назвать. Это должны быть знакомые предметы из серии «продукты», «посуда», «мебель», «одежда», предметы из профессиональных интересов человека или его хобби. Играйте в (используйте детские предметные лото, домино).

· Если некоторые слова уже доступны, вызываем простой диалог на бытовые темы, начинаем вводить в речь больного глаголы. Задаем вопросы и помогаем сформулировать ответы фразой, включая в нее глаголы. Как только речь начала восстанавливаться – бросайте автоматизированные ряды и сразу же переходите к употреблению глаголов! Провоцируйте употребление слов-действий: «Что ты будешь делать?» — «Буду кушать суп!» «На стуле что делают?» — «На стуле сидят» «Ты устал, тебе нужно сейчас что сделать?» — «Мне надо отдохнуть. Я буду спать» «Расческой что делают?» — «Расчесывают волосы».

· Одновременно с появлением возможности сказать слова – подключаем упражнения в глобальном чтении (чтении целым словом, когда образ слова угадывается целиком, а не побуквенно). Мы просим подложить надписи к нескольким картинкам знакомых обиходных предметов.

· В дальнейшем (при успешном восстановлении глобального чтения) даем упражнения на восстановление аналитического чтения: назвать букву, написать букву, составить из слогов слово, составить из букв слово, из слов составить предложение, вставить в слово пропущенный слог или букву. Купите букварь или азбуку, можно предложить озвученный плакат «говорящий букварь» (такие выпускаются для детей) и тренируйте в узнавании, чтении букв.

· При эфферентной афазии необходимо вести особую работу по выработке умения переключаться с одного звука на другой, сливать слова в слоги. Затем — тренироваться произносить слова сначала с простой слоговой структурой (коза, кот, радуга), а затем подключать более сложные слова (кнут, рецепт, галстук). Так же при эфферентной афазии необходимо делать акцент на восстановление ритмической структуры слов, тренируясь в делении слов на слоги, выделении ударного слога, ритмизированном отстукивании, охтлопывании слов, подборе похожих по звуко-ритмической структуре слов.

· Еще одно направление – восстановление счетных операций (часто также требуют восстановления). Предложите больному решить простой пример в пределах 5, 10 на сложение, вычитание (2 + 3) =…. (3 – 2) = … (5 + 4) =… Постепенно увеличивайте разрядность (в пределах 10, в пределах 20, 30, 100) и включайте умножение, деление.

· Далее уже проводятся упражнения по восстановлению фразовой речи: составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и пересказ фраз и предложений.

· Очень хорошо использовать отрывки из знакомых по школьной программе произведений, которые человек мог помнить наизусть – их можно распечатать и читать, переписывать отдельные предложения. Одновременно включаем в речь антонимы ,обобщения, синонимы. Предлагаем упражнения на словоизменение, словообразование. Можно воспользоваться настольными детскими играми.

· Если речь хорошо восстанавливается, переходим к более сложным заданиям, например, составление рассказа по картинкам, пересказам, объяснениям пословиц и поговорок. Выполняются задания по коррекции дисграфии (особое внимание уделяется устранению аграмматизма)

Важно знать, что моторная афазия может проявляться по афферентному, эфферентному или смешанному типу, и это влияет на подбор упражнений. Бывает сочетанная форма, поэтому выбор необходимых упражнений старайтесь поручить специалисту, имеющему дополнительное образование и опыт работы по коррекции афазии.

Если решительно и грамотно приступить к занятиям по восстановлению речи, Вы дадите своему близкому шанс снова обрести утраченную речь!

Успехов вам и крепости духа в этом сложном и важном деле!

Наталья Игоревна Кулакова

Логопед, дефектолог