Найти тему

Фотоистория. Коренные народы против Диего де Мазариегоса

12 октября 1992 года, в день, когда мир отмечал пятисотлетие прибытия Колумба в Америку, группа индейцев, включая целталов, цоцилов, холов, тохолабалов, майя и чьяпанеков, собралась вместе, чтобы переписать историю. В этот день они снесли статую испанского завоевателя Диего де Мазариегоса, в честь которого были названы города Сан-Кристобаль-де-лас-Касас и Чьяпа-де-Корсо.

Диего де Мазариегос-и-Поррес, родившийся в Сьюдад-Реале, Кастилия, Испания, основал город Вилла Реаль де Чьяпа-де-лос-Индиос, который сейчас называется Чьяпа-де-Корсо, и город Вилья-Реаль-де-лос-Эспаньолос, современный Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Эти города были созданы в память о родном городе Мазариегоса.

-2

Фотографии того дня, сохранили частичку истории о том, повествуя о том, что произошло в тот день. Сотни индейцев вышли из своих общин, чтобы высказать протест против дня, когда жители Запада "открыли" Америку. Вооруженные палками и камнями, с решимостью на лицах, женщины, мужчины и дети подошли к статуе Диего де Мазариегоса и снесли ее с фундамента.

С гневом, который копился в течение пяти столетий, они разрушили статую. Когда постамент Диего де Мазариегоса оказался на полу, его ноги, руки и голова были отняты, а части статуи были унесены процессией коренных народов. Некоторые из этих экспонатов до сих пор хранятся группами коренных народов как своего рода трофеи.

 Некоторые из экспонатов хранятся группами коренных народов как своего рода трофеи.
Некоторые из экспонатов хранятся группами коренных народов как своего рода трофеи.

Есть фотография, сделанная Антонио Туроком. В центре изображения видна голова испанского капитана в капитанской повязке. Кажется, он смотрит в камеру. По бокам толпа индейских женщин с усталыми лицами смотрит на Турока. Вероятно, это одна из фотографий, которая лучше всего символизирует движение коренных народов нашего времени: обезглавленный конкистадор, 500 лет спустя.

Голова испанского конкистадора Диего де Мазариегоса проносится по улицам Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, штат Чьяпас, 12 октября 1992 года. Фото: Антонио Турок
Голова испанского конкистадора Диего де Мазариегоса проносится по улицам Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, штат Чьяпас, 12 октября 1992 года. Фото: Антонио Турок

Коренной житель, индеец племени целтал Мариано, родом из общины Рио-Флоридо, муниципалитет Окосинго, подтвердил, что именно он запечатлен на фото во время сноса монумента, для которого он использовал молот марро, как это видно на фотографиях того дня.

"Я один из тех, кто снес статую. Для чего лгать, все должно быть ясно, это сделали представители Крестьянской организации Эмилиано Сапата (OCEZ); это историческая правда", - добавил он.

На пресс-конференции он рассказал, что молот одолжил ему дядя, который живет в Рио-Флоридо. "Поскольку я был молод (31 год), для меня это было похоже на выходку, но мы знали, с какими задачами мы пришли".

Как ни странно, о Диего де Мазариегосе известно очень мало.

Диего де Мазариегос, фигура, окутанная тайнами времени. Некоторые источники утверждают, что он был незаконнорожденным потомком Эрнана, герцога Эстрады, в то время как другие предполагают его связь с королем Испании Фердинандом. Однако, его истинное происхождение остается загадкой. Отправившись в Новый Свет в составе экспедиции Панфило Нарваэса, Мазариегос оставил за собой жизнь бюрократа, обретя новую судьбу в качестве оружейника в Новом Свете.

Судьба привела его на поля сражений Мексики, где, по всей видимости, он участвовал в осаде Теночтитлана в 1521 году. Там он заслужил доверие Эрнана Кортеса и получил задание подавить восстание в Чьяпасе. В его распоряжении были 150 солдат, 40 лошадей и армия союзников из тласкальцев и мексиканцев.

[caption id="attachment_865" align="aligncenter" width="791"] Целые семьи Чьяпас прыгали со скалы, погибнув в результате коллективного самоубийства, по данным колониального источника, более 15 000 человек, из-за чего воды реки стали красными.[/caption]
[caption id="attachment_865" align="aligncenter" width="791"] Целые семьи Чьяпас прыгали со скалы, погибнув в результате коллективного самоубийства, по данным колониального источника, более 15 000 человек, из-за чего воды реки стали красными.[/caption]

Проходя через джунгли Юкатана, Мазариегос оставил след в истории, отмеченный кровавыми сражениями. Легенды гласят о битве при Тепетчии, где чьяпанеки предпочли смерть в каньоне Сумидеро, нежели поражение от его рук.

Об этой битве есть рассказ в виде легенды:

"Легенда гласит, что жители Чьяпаса храбро сражались с испанскими конкистадорами, это было племя, которые не сдалось завоевателям, а приняло решение покончить с собой, чтобы не допустить чужого господства.В 1528 году, зная о свирепости индейцев Чьяпас, испанцы под командованием Диего де Масариегоса были очень хорошо вооружены и при поддержке соседних городов достигли Пеньон-де-Тепечтиа в каньоне Сумидеро, где произошла последняя битва против туземцев.После ожесточенного боя испанцы вскоре одержали победу. Увидев себя окруженными противником и столкнувшись с опасностью поражения, осажденные, вместо того чтобы сдаться, бросились со скалы, выходившей на реку . Целые семьи индейцев Чьяпас прыгали со скалы и погибали в результате коллективного самоубийства, по данным колониального источника, более 15 000 человек, из-за чего воды реки стали красными.Пораженный этим фактом, испанский капитан прекратил бой. Среди выживших возникли первые энкомьенды, и на берегу реки был основан новый город: Вильярреал-де-лос-Индиос, индейская Чьяпа: Чьяпа-де-Корсо, которая вместе с испанской Чьяпой: Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, дала название городу.Битва при Сумидеро была увековечена в гербе, который император Карл V подарил в 1535 году городу Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос-де-Чьяпа.Факт это или вымысел, не известно, но для жителей Чьяпаса легенда о Сумидеро является символом борьбы за долгожданную свободу."

Как знак своего триумфа, Мазариегос основал два города, отдав дань родному краю: Вилья-Реаль-де-Чьяпа и Вилья-Реаль-де-лос-Эспаньолос, известные сегодня как Чьяпа-де-Корсо и Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Во втором из них он воспроизвел улицы и площади своего испанского города, создавая зеркальное отражение своей родины.

-6

Земли Чьяпаса были разделены между конкистадорами, а коренные жители стали невольными слугами в их домах. Сан-Кристобаль долгое время оставался городом элиты, где даже появился термин “лос-колетос” для обозначения местных белых жителей. В 60-е годы прошлого века “колетос” часто отправлялись в район Лос-Альтос-де-Чьяпа, известный как “ломо де индио”.

Статуя Мазариегоса, установленная перед церковью Санто-Доминго в честь 450-летия города, была символом его наследия. На ее открытие прибыли мэр города Вилья-Реаль, президент муниципалитета Сан-Кристобаль-де-лас-Касас и губернатор штата.

Однако, всего через два года после установки, статуя была свергнута в ходе индейского движения, и вскоре после этого началось первое восстание коренных народов в современной истории Мексики. Город перестал быть собственностью его основателя.

-7

Сапатистская национально-освободительная армия вступила в историю 1 января 1994 года, когда они захватили шесть муниципальных центров Чьяпаса, включая Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, и объявили войну мексиканскому государству.

Сегодня на месте, где когда-то стояла статуя, остались лишь фундамент и пара скамеек, окруженные мусором. Ремесленные лавки коренных жителей теперь занимают это место, и, кажется, никто уже не помнит о былой статуе. Если вы спросите их о Диего де Мазариегосе, они, возможно, ответят, что это всего лишь одна из улиц в центре города.